Альтернативные формы подачи информации

Современные СМИ — электронные, печатные и комбинированные — все чаще используют альтернативные формы подачи информации. Самые известные, это таблицы и инфографика. Но альтернативных форм подачи информации намного больше и сегодня мы разберем их все.

Традиционные формы подачи информации

Традиционных форм подачи информации две: это перевернутая пирамида и повествование.

У современно читателя слишком мало времени, чтобы усваивать информацию в традиционных формах, поэтому редакторы стали искать альтернативные формы подачи информации, которая упростила бы читателям усвоение фактов из статьи.

Альтернативные формы подачи информации

Для простоты предлагаю считать альтернативными формами подачи информации любые формы, за исключением перевернутой пирамиды и повествования.

Tim Harrower, автор руководства для газетчиков The Newspaper Designer’s Handbook (найти русский перевод в печатном виде мне не удалось) разместил на своем сайте некоторые страницы своего руководства. Среди них есть и страница, на которой в виде презентации представлены все виды альтернативных форм подачи информации.

Альтернативные формы подачи информации

Итак, Tim Harrower выделяет восемнадцать форм альтернативной подачи информации:

  1. Перечисление фактов. Фактически, это Five Ws and one H статьи в виде списка.
  2. Биографическая справка. В справке может быть размещена информация о герое статьи, а также информация о месте события, компании и пр.
  3. Список с дополнительной информацией. Такой список содержит информацию из других статей по данной теме.
  4. Глоссарий. В нем приводится расшифровка используемых в статье терминов или объясняется написание и произношение названий, упомянутых в статье.
  5. Чеклист. Следуя пунктам списка читатели могут применить на практике данные из статьи и достичь своих целей.
  6. Вопросы. Вопросы по теме статьи, оформленные в виде врезок, помогают читателю лучше понять материал.
  7. Таблица. Очень удобно для сравнения цифр.
  8. Линия времени. Графическое отображение событий на линии времени. Позволяет сделать акцент на важных датах, людях, событиях.
  9. Диаграмма. Схематическое представление предмета или процесса для облегчения понимания его ключевых функций.
  10. Вопросы и ответы. Ответы на вопросы, которые могут возникнуть у читателей во время чтения статьи дадут ощущение беседы с автором.
  11. Результат опроса общественного мнения. Дает читателям понимание общей ситуации по данному вопросы.
  12. Цитаты известных людей. Позволяют автору и редактору передать альтернативную точку зрения или отношение к теме статьи известных людей.
  13. Линейный график. Отражает количественные изменения с течением времени.
  14. Столбчатый график. Используется для сравнения двух и более показателей.
  15. Круговой график. Позволяет сравнить часть с целым.
  16. Рейтинг. Показывает изменения популярности людей, команд, предметов и пр.
  17. Подробные инструкции. Используются для того, чтобы объяснить читателю какой-либо сложный процесс.
  18. Карта. Самый быстрый способ сориентировать читателей на местности.
Еще по теме:  Как с одного взгляда узнать хороший текст

Я бы объединил графики в одну категорию, но, видимо, Tim специально разделил их на отдельные пункты, чтобы показать для чего лучше использовать каждый тип графика.

Еще понравилось, что Tim и Sara Dickenson Quinn и Andy Bechtel из Института «Пойнтера», США, отмечают, что альтернативные форма подачи информации сейчас являются не вспомогательными, а обязательными элементами публикации и что им нужно уделять столько же внимания, сколько и традиционной форме подачи информации. Альтернативные формы подачи информации позволяют завладеть вниманием читателя и оставить его на полосе или на странице сайта.

Знание и умение применять альтернативные формы подачи информации будет полезным не только пишущим журналистам, но и копирайтерам, PR-специалистам, сотрудникам пресс-служб, тренерам и тележурналистам. Представьте себе, что вы пишете рекламный текст и сопровождаете его списками, графиками и диаграммами. И делаете это не потому, что слепо копируете кого-то (кто также это слепо где-то скопировал), а отдаете себе отчет, почему именно вы это делаете. Или отправляете приглашение на пресс-конференцию журналистам и включаете в него линию времени развития бренда и она оказывается настолько привлекательной, что издания публикуют ее в день мероприятия (хорошо, правда?). Или дополняете пресс-релиз биографической справкой ключевых фигур компании и таким образом способствуете их продвижению в СМИ. Вариантов множество.

Когда я писал эту статью, то настолько заинтересовался книгой, что решил приобрести ее в печатном виде на английском языке. Новое издание в пружинном переплете стоит сто шесть долларов, что составляет более четырех тысяч рублей по курсу на день публикации статьи. Но я заказал подержанную копию книги вдвое дешевле и надеюсь изучить ее от корки до корки уже через неделю.

Еще по теме:  Как написать текст, который прочтут на одном дыхании

Если найду что-то еще интересное — поделюсь.

Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!
Испытываете затруднения с написанием текста? Наши редакторы готовы помочь!
Пришлите свой текст и наши редакторы разберут его: проанализируют структуру, логику и стиль изложения. Дадут конкретные рекомендации по улучшению текста. Вся работа редактора будет записана на видео – вы без труда поймете почему именно сделан тот или иной комментарий.