Альтернативные формы подачи информации

Современные СМИ — электронные, печатные и комбинированные — все чаще используют альтернативные формы подачи информации. Самые известные, это таблицы и инфографика. Но альтернативных форм подачи информации намного больше и сегодня мы разберем их все.

Традиционные формы подачи информации

Традиционных форм подачи информации две: это перевернутая пирамида и повествование.

У современно читателя слишком мало времени, чтобы усваивать информацию в традиционных формах, поэтому редакторы стали искать альтернативные формы подачи информации, которая упростила бы читателям усвоение фактов из статьи.

Альтернативные формы подачи информации

Для простоты предлагаю считать альтернативными формами подачи информации любые формы, за исключением перевернутой пирамиды и повествования.

Tim Harrower, автор руководства для газетчиков The Newspaper Designer’s Handbook (найти русский перевод в печатном виде мне не удалось) разместил на своем сайте некоторые страницы своего руководства. Среди них есть и страница, на которой в виде презентации представлены все виды альтернативных форм подачи информации.

Альтернативные формы подачи информации

Итак, Tim Harrower выделяет восемнадцать форм альтернативной подачи информации:

  1. Перечисление фактов. Фактически, это Five Ws and one H статьи в виде списка.
  2. Биографическая справка. В справке может быть размещена информация о герое статьи, а также информация о месте события, компании и пр.
  3. Список с дополнительной информацией. Такой список содержит информацию из других статей по данной теме.
  4. Глоссарий. В нем приводится расшифровка используемых в статье терминов или объясняется написание и произношение названий, упомянутых в статье.
  5. Чеклист. Следуя пунктам списка читатели могут применить на практике данные из статьи и достичь своих целей.
  6. Вопросы. Вопросы по теме статьи, оформленные в виде врезок, помогают читателю лучше понять материал.
  7. Таблица. Очень удобно для сравнения цифр.
  8. Линия времени. Графическое отображение событий на линии времени. Позволяет сделать акцент на важных датах, людях, событиях.
  9. Диаграмма. Схематическое представление предмета или процесса для облегчения понимания его ключевых функций.
  10. Вопросы и ответы. Ответы на вопросы, которые могут возникнуть у читателей во время чтения статьи дадут ощущение беседы с автором.
  11. Результат опроса общественного мнения. Дает читателям понимание общей ситуации по данному вопросы.
  12. Цитаты известных людей. Позволяют автору и редактору передать альтернативную точку зрения или отношение к теме статьи известных людей.
  13. Линейный график. Отражает количественные изменения с течением времени.
  14. Столбчатый график. Используется для сравнения двух и более показателей.
  15. Круговой график. Позволяет сравнить часть с целым.
  16. Рейтинг. Показывает изменения популярности людей, команд, предметов и пр.
  17. Подробные инструкции. Используются для того, чтобы объяснить читателю какой-либо сложный процесс.
  18. Карта. Самый быстрый способ сориентировать читателей на местности.

Я бы объединил графики в одну категорию, но, видимо, Tim специально разделил их на отдельные пункты, чтобы показать для чего лучше использовать каждый тип графика.

Еще понравилось, что Tim и Sara Dickenson Quinn и Andy Bechtel из Института «Пойнтера», США, отмечают, что альтернативные форма подачи информации сейчас являются не вспомогательными, а обязательными элементами публикации и что им нужно уделять столько же внимания, сколько и традиционной форме подачи информации. Альтернативные формы подачи информации позволяют завладеть вниманием читателя и оставить его на полосе или на странице сайта.

Знание и умение применять альтернативные формы подачи информации будет полезным не только пишущим журналистам, но и копирайтерам, PR-специалистам, сотрудникам пресс-служб, тренерам и тележурналистам. Представьте себе, что вы пишете рекламный текст и сопровождаете его списками, графиками и диаграммами. И делаете это не потому, что слепо копируете кого-то (кто также это слепо где-то скопировал), а отдаете себе отчет, почему именно вы это делаете. Или отправляете приглашение на пресс-конференцию журналистам и включаете в него линию времени развития бренда и она оказывается настолько привлекательной, что издания публикуют ее в день мероприятия (хорошо, правда?). Или дополняете пресс-релиз биографической справкой ключевых фигур компании и таким образом способствуете их продвижению в СМИ. Вариантов множество.

Когда я писал эту статью, то настолько заинтересовался книгой, что решил приобрести ее в печатном виде на английском языке. Новое издание в пружинном переплете стоит сто шесть долларов, что составляет более четырех тысяч рублей по курсу на день публикации статьи. Но я заказал подержанную копию книги вдвое дешевле и надеюсь изучить ее от корки до корки уже через неделю.

Если найду что-то еще интересное — поделюсь.

Правила комментирования

Журнал «Редактор» создан для читателей, поэтому обсуждения статей приветствуются. В комментариях не допускаются ругательные, оскорбительные или негативно-оценочные высказывания в отношении читателей, участников обсуждения, авторов статей и редакции. В комментариях запрещено размещать ссылки на сторонние сайты. Все комментарии проходят постмодерацию выпускающего редактора.

Комментариев: 1

  1. Андрей Переберин

    Благодарю за статью. Навела на мысль, что форматы альтернативной подачи кроме своего прямого назначения помогают автору на стадии подготовки материала конкретизировать информацию, убрать “воду” из текста.

Обсудим статью?

Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!