Альтернативные формы подачи информации

Современные СМИ — электронные, печатные и комбинированные — все чаще используют альтернативные формы подачи информации. Самые известные, это таблицы и инфографика. Но альтернативных форм подачи информации намного больше и сегодня мы разберем их все.

Традиционные формы подачи информации

Традиционных форм подачи информации две: это перевернутая пирамида и повествование.

У современно читателя слишком мало времени, чтобы усваивать информацию в традиционных формах, поэтому редакторы стали искать альтернативные формы подачи информации, которая упростила бы читателям усвоение фактов из статьи.

Альтернативные формы подачи информации

Для простоты предлагаю считать альтернативными формами подачи информации любые формы, за исключением перевернутой пирамиды и повествования.

Tim Harrower, автор руководства для газетчиков The Newspaper Designer’s Handbook (найти русский перевод в печатном виде мне не удалось) разместил на своем сайте некоторые страницы своего руководства. Среди них есть и страница, на которой в виде презентации представлены все виды альтернативных форм подачи информации.

Альтернативные формы подачи информации

Итак, Tim Harrower выделяет восемнадцать форм альтернативной подачи информации:

  1. Перечисление фактов. Фактически, это Five Ws and one H статьи в виде списка.
  2. Биографическая справка. В справке может быть размещена информация о герое статьи, а также информация о месте события, компании и пр.
  3. Список с дополнительной информацией. Такой список содержит информацию из других статей по данной теме.
  4. Глоссарий. В нем приводится расшифровка используемых в статье терминов или объясняется написание и произношение названий, упомянутых в статье.
  5. Чеклист. Следуя пунктам списка читатели могут применить на практике данные из статьи и достичь своих целей.
  6. Вопросы. Вопросы по теме статьи, оформленные в виде врезок, помогают читателю лучше понять материал.
  7. Таблица. Очень удобно для сравнения цифр.
  8. Линия времени. Графическое отображение событий на линии времени. Позволяет сделать акцент на важных датах, людях, событиях.
  9. Диаграмма. Схематическое представление предмета или процесса для облегчения понимания его ключевых функций.
  10. Вопросы и ответы. Ответы на вопросы, которые могут возникнуть у читателей во время чтения статьи дадут ощущение беседы с автором.
  11. Результат опроса общественного мнения. Дает читателям понимание общей ситуации по данному вопросы.
  12. Цитаты известных людей. Позволяют автору и редактору передать альтернативную точку зрения или отношение к теме статьи известных людей.
  13. Линейный график. Отражает количественные изменения с течением времени.
  14. Столбчатый график. Используется для сравнения двух и более показателей.
  15. Круговой график. Позволяет сравнить часть с целым.
  16. Рейтинг. Показывает изменения популярности людей, команд, предметов и пр.
  17. Подробные инструкции. Используются для того, чтобы объяснить читателю какой-либо сложный процесс.
  18. Карта. Самый быстрый способ сориентировать читателей на местности.
Еще по теме:  Не записывайте идеи — описывайте их

Я бы объединил графики в одну категорию, но, видимо, Tim специально разделил их на отдельные пункты, чтобы показать для чего лучше использовать каждый тип графика.

Еще понравилось, что Tim и Sara Dickenson Quinn и Andy Bechtel из Института «Пойнтера», США, отмечают, что альтернативные форма подачи информации сейчас являются не вспомогательными, а обязательными элементами публикации и что им нужно уделять столько же внимания, сколько и традиционной форме подачи информации. Альтернативные формы подачи информации позволяют завладеть вниманием читателя и оставить его на полосе или на странице сайта.

Знание и умение применять альтернативные формы подачи информации будет полезным не только пишущим журналистам, но и копирайтерам, PR-специалистам, сотрудникам пресс-служб, тренерам и тележурналистам. Представьте себе, что вы пишете рекламный текст и сопровождаете его списками, графиками и диаграммами. И делаете это не потому, что слепо копируете кого-то (кто также это слепо где-то скопировал), а отдаете себе отчет, почему именно вы это делаете. Или отправляете приглашение на пресс-конференцию журналистам и включаете в него линию времени развития бренда и она оказывается настолько привлекательной, что издания публикуют ее в день мероприятия (хорошо, правда?). Или дополняете пресс-релиз биографической справкой ключевых фигур компании и таким образом способствуете их продвижению в СМИ. Вариантов множество.

Когда я писал эту статью, то настолько заинтересовался книгой, что решил приобрести ее в печатном виде на английском языке. Новое издание в пружинном переплете стоит сто шесть долларов, что составляет более четырех тысяч рублей по курсу на день публикации статьи. Но я заказал подержанную копию книги вдвое дешевле и надеюсь изучить ее от корки до корки уже через неделю.

Еще по теме:  Как быстро написать интересную статью

Если найду что-то еще интересное — поделюсь.

Комментариев: 1

  1. Андрей Переберин

    Благодарю за статью. Навела на мысль, что форматы альтернативной подачи кроме своего прямого назначения помогают автору на стадии подготовки материала конкретизировать информацию, убрать “воду” из текста.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!