Десятипроцентное решение

Десятипроцентное решение: Потеряйте несколько слов, но приобретите читателей.

Уважаемый Чип,

«Привет из Северной Каролины, также известной как «штат, где тот парень, Майк Петерсон, убил свою жену и попал под суд».

Наш новый исполнительный директор, Джон Дрэшер [John Drescher] как-то на совещании сказал, что почти любой текст можно исправить, если сократить его на десять процентов. Поэтому моя команда (четыре журналиста и редактор) решила провести эксперимент: мы все будем сокращать один и тот же текст на десять процентов, стараясь сохранить смысл, а потом сравним, что мы вырезали».

Элен Санг [Ellen Sung]
Газета «Raleigh News&Observer»

Элен, какая замечательная идея,

Предложение Джона Дрэшера подтверждает, что все гениальные умы похожи. В книге «О письме» (On Writing) Стивен Кинг [Stephen King] пишет об унизительном отказе, который он получил в 1966 году, когда еще учился колледже.

«Неплохо, но напыщенно, – написал редактор. – Стоит поработать с длиной».

Редактор снабдил юношу такой формулой:

«Второй черновик = «первый черновик» минус десять процентов.

Стивен Кох [Stephen Koch] хвалит Кинга-приверженца «десятипроцентного решения» в книге «Мастерская современного продаваемого писателя: руководство по мастерству беллетриста» (“Ten Percent Solution” in “The Modern Library Writer’s Workshop: A Guide to the Craft of Fiction). Это моя последняя любимая книга о письме.

Другой член клуба «десять процентов» – Том Холмэн [Tom Hallman] из газеты «The Oregonian».

«Я твердо уверен в том, что бываю многословен», – говорит Холмэн.

«Каждую написанную мной статью я жестко редактирую и выбрасываю десять, а то и все пятнадцать процентов текста, – рассказал он корреспондентке Кэйт Вудс [Keith Woods] на церемонии «Лучший газетный текст 1997», – Если это статья в сто сантиметров, я всегда срежу сантиметров десять-пятнадцать. И это я делаю прежде, чем отдаю текст редактору».

Еще по теме:  Короткие тексты: пять мифов о краткости

Не знаете, как резать?

Механизируйте процесс. Используйте счетчик слов в текстовом редакторе. Разделите эту цифру на десять, и ваша статья готова к мытью и отжиму в моющем средстве «десять процентов».

Наиболее вероятные кандидатуры на вылет:
Пассивные глагольные конструкции. «Мэр собирается планировать» становится «Мэр планирует»: добавьте энергии, экономьте слова.
Наречия. Ищите суффиксы «о», «но» – признак наречия. Заменяйте их на глаголы, они мощнее и экономнее. «Она легонько стукнула» становится «Она постучала».
Цитаты. Большинство речей раздуто и напыщенно. Срезайте жир, оставляя дословное сообщение или пересказ. «Вы – писатель, – говорит своим студентам в Школе журналистики штата Колумбия [Columbia Journalism School] Спенсер Клоу [Spencer Klaw], – Если они не могут сказать лучше, чем можете вы, не цитируйте их».

Элен Санг поделилась с нами своим опытом и опытом коллег о десяти процентах.

Может, нам всем стоит стать членами «Клуба десять процентов».

Вот мое заявление: первый черновик этой статьи содержал 626 слов. Используя «Минус десять процентов», я сократил его до 455 слов.

«Клуб десять процентов»

Станьте членом клуба.

Теряйте слова.

Приобретайте читателей.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!