Шаблон электронной книги

Чтобы электронная книга читалась с таким же удовольствием как и традиционная книга из бумаги – мало создать превосходное содержание и сделать притягивающую взгляды обложку. Нужно предложить читателям привычную структуру книги, которая всем нам знакома с детства.

Ошибки в структуре электронных книг

Мои первые электронные книги «Что делать, если клиент не платит»1 и «Как говорить клиентам ‘Спасибо’»2 не имеют единой структуры, так как при их написании я не использовал шаблона. Сразу после обложки идет краткое вступление и затем начинается основное содержание книги. Это ошибка не только с точки зрения традиционного книгоиздания, в котором структура книги жестко регламентирована3, это также является ошибкой и при создании электронных книг, так как лишает читателя важной информации, к которой он привык.

Две следующие книги про бизнес4 и маркетинг5 в интернете имеют зачатки структуры, но все же в них нет всех необходимых элементов. Практически идеальную структуру имеют книги «Как написать книгу за неделю»6 и «Офис в кармане»7, которая появится в продаже через неделю.

Разделы шаблона электронной книги

Приведу полный список разделов электронной книги. Некоторые разделы являются обязательными, другие — вспомогательными, поэтому их можно безболезненно удалить, если они не нужны.

Титульный лист

Содержит название книги, имя и фамилию автора. Как правило, выравнивается по центру листа.

Выходные данные

На этой странице размещается краткое описание книги, информация об авторе, указывается правовая информация и, как правило, размещается ISBN8 номер книги.

Посвящение

Если книга кому-либо посвящена – пишем это здесь, на отдельной странице. Если посвящения нет, то страницу удаляем.

Эпиграф

Если у книги есть эпиграф, но пишем его здесь, если эпиграфа нет, то страницу удаляем.

Содержание

Содержание электронной книги должно содержать ссылки на заголовки. Как правило, размещаются ссылки только на заголовки первого уровня, подзаголовки игнорируются. В шаблоне электронной книги, который вы можете скачать в конце этой статьи, содержание генерируется автоматически на основе заголовков из основного содержания книги.

Еще по теме:  Как вести корпоративный блог

Предисловие

Предисловие пишет не автор, а тот, кто уже имеет хорошую репутацию по теме книги. Или тот, кто хорошо известен в отрасли. Предисловие целиком или его часть может быть вынесена на обложку книги. Если предисловия нет, то удаляем эту страницу.

Преамбула

Здесь лучше всего разместить информацию о том, как появилась эта книга и почему. Я считаю этот раздел одним из самых важных, особенно для начинающих авторов, так как именно по информации из этого раздела читатель сможет понять, стоит ли ему тратить свое время на прочтение книги или нет.

В этом разделе также можно поблагодарить тех, кто помог книге появиться на свет, чей характер или бизнес стали прототипами для истории.

Вступление

В этом разделе лучше всего разместить информацию о подписке на лист рассылки, созданный специально для покупателей этой книги.

Мотивировать читателей подписаться лучше всего тем, что подписка гарантирует оперативное получение обновлений и других бонусов.

Основное содержание книги

Здесь находится основное содержание книги. При написании и форматировании текста используйте стили. Не отбивайте расстояние между абзацами клавишей Enter, а создайте отступ после параграфа, равным высоте пустого абзаца. Все заголовки помечайте стилями заголовков, а не просто выделяйте увеличенным размером шрифта и жирным начертанием. Шаблон электронной книги, доступные для скачивания в конце статьи, содержит все необходимые стилистические настройки.

Эпилог

Эпилог – это катарсис всего произведения. В нехудожественных книгах чаще всего используется для того, чтобы закрыть тему.

Здесь также можно рассказать о том, как информация из книги помогла людям достичь своих целей. В эпилоге должно быть что-то такое, что окончательно и бесповоротно закрепит за автором статус эксперта в выбранной теме.

Еще по теме:  Как быстро написать интересную статью

Послесловие

Послесловие содержит ту же информацию, что и преамбула (то, где мы рассказываем, как и почему появилась эта книга), только в этот раз рассказывает её не автор, а кто-то другой, кто был свидетелем или принимал участие в описываем опыте (но не в написании книги).

Это очень похоже на то, как актеры после кассового фильма, уже без грима, рассказывают о том, как они играли свою роль, с какими трудностями им прошлось столкнуться и пр.

Завершение

В этом разделе мы просим читателей оставить отзыв на книгу. Приводим ссылки на страницы с книгой в различных интернет-магазинах. Рекомендую указывать ссылку на «Озон», если вы опубликовали там книгу.

Приложение

Указываем список других книг автора, рекомендованных к прочтению. Список должен содержать название книги, краткое содержание и ссылку на сайт, где книгу можно купить. Можно также разместить изображение обложки книги. Оптимальное количество книг: от трех до пяти.

Дополнение(я)

В этой части приводится дополнительная информация по основной теме книги. Дополнений может быть несколько — каждое содержит информацию по одной конкретной теме.

Чаще всего дополнения содержат техническую информацию, которая упоминается в основном тексте книги, но не раскрывается подробно. Например, это может быть краткая инструкция по пользованию программой или руководство пользователя сервиса.

Глоссарий

В этом разделе мы объясняем читателю термины, которые были использованы в основном тексте книги. Очень полезная часть, я сам себе всегда рекомендую ее заполнять, даже несмотря на то, что это требует много времени.

Библиография

Если при написании книги вы пользовались другими публикациями или источниками, то должны обязательно перечислить их здесь.

Читатели любят, когда книга имеет большую библиографию, так как это доказывает, что автор перелопатил много информации прежде чем написать книгу.

Еще по теме:  Пять правил умного блога

Часто читатели используют библиографию для того, чтобы выбрать себе книги для дальнейшего чтения в том случае, если их очень заинтересовала тема книги.

Индекс

В этом разделе приводится список всех терминов и ключевых слов, которые употребляются в основном тексте книги. Рядом со словом указываются номера страниц, на которых оно встречается. Однако составить индекс для файлов в формате ePub и mobi трудно, так как номера страниц книги формируются на каждом устройстве по-разному в зависимости от размера экрана и установок пользователя (размер шрифта, ширина полей и пр).

Выходные данные

Повторно приводим здесь информацию, которая размещена на второй странице книги, сразу после титульного листа с названием и именем автора. Однако этого можно и не делать, в таком случае эту страницу можно удалить.

Скачать шаблон электронной книги

Если вы работаете сейчас над электронной книгой и считаете предложенный шаблон книги полезным, вы можете скачать его в формате MS Word и использовать при подготовки своей книги.

[sociallocker id=”8806″] Скачать шаблон электронной книги электронной книги в форматах .docx (файл документа MS Word) и .dotx (шаблон документа MS Word). Файлы проверены на отсутствие вирусов и объединены в один ZIP архив.[/sociallocker]

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!