Как стать редактором

Кто такой редактор? В чем его основная обязанность? Должен ли редактор писать тексты сам? Как стать редактором? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Классический случай

Чтобы во всех деталях показать работу редактора, рассмотрим его работу в деловом ежедневном издании — газете. Именно в ежедневной газете работа редактора практически не изменилась с советских времен и этот опыт будет наиболее интересен начинающим редакторам, которые методом проб и ошибок находят свой путь в профессии.

Редактор в роли менеджера

Редактор — это на 50% менеджер и на 50% журналист. Основная задача редактора состоит в том, чтобы спланировать написание статей на свою полосу. Планирование может осуществляться как самостоятельно, когда редактор отслеживает общедоступные новости и тенденции, так и вместе с журналистом, который «ведет» свою тему.

Чтобы планировать, редактор должен быть в курсе всех тем, за которые он отвечает. Для этого он читает ленты новостей, делает заметки и ведет свой редакционный календарь. Например, прошла новость, что через месяц произойдет определенное событие и редактор делает пометку дать задание соответствующему журналисту начать работать над статьей за несколько дней до предстоящего события.

Одновременно с редакционным календарем редактор каждый день формирует свой редакционный портфель. В него входят черновики статей, а также статьи, которые по той или иной причине не были опубликованы. Эти материалы дорабатываются и используются при необходимости, например, тогда, когда текущих новостных поводов не хватает для того, чтобы заполнить полосу и выполнить план.

Редактор старается общаться с редакторами из других отделов, так как часто информация, которая является вторичной для одного отдела, может стать настоящей «бомбой» для другого. В некоторых изданиях подобное общение не всегда продуктивно, так как редакторы часто соревнуются чей отдел лучше и «зажимают» потенциально интересные новости.

Еще по теме:  Не кормите ли вы своих читателей колбасой?

Редактор как наставник

Чтобы стать настоящим профессионалом, редактор должен тесно работать с журналистами, обсуждать с ними темы статей и ставить им план. Например, каждый журналист отдела должен до полудня прислать редактору список тем статей, которые он, теоретически, может написать в течение дня. Редактор собирает темы со всех журналистов и решает, либо единолично, либо на редакционном совете, какие темы наиболее интересны для читателей и именно они и превращаются в статьи.

Если у редактора в отделе работает начинающий журналист или журналист, который пока еще только разбирается в новой теме, то редактор принимает непосредственное участие при подготовке статьи. Редактор с журналистом обсуждают план статьи, прорабатывают ее план и сюжет, анализируют, каких экспертов нужно привлечь для получения комментариев. В процессе написания статьи журналист может неоднократно обращаться за помощью к редактору, так как иногда кажущиеся затруднения и нестыковки при написании статьи могут обернуться тем, что тема не будет раскрыта и, как следствие, статья не будет опубликована.

Опытный журналист, как правило, хорошо знает тему (или рынок) и ему не составляет труда прислать редактору темы своих статей. В некоторых случая журналист настолько хорошо знает свое издание, что не ждет решения редактора или редакционного совета и приступает к написанию статьи до ее утверждения. В большинстве случаев он оказывается прав, если же ошибается, то без труда переключается на новую статью, а недописанный материал откладывает в своей журналистский портфель.

Профессиональный редактор старается не допустить ситуации, когда ему приходится переписывать статью журналиста. Если такая ситуация возникает, то это значит, что редактор плохо сработал как менеджер и как наставник. Редактор должен предвидеть сложности, которые возникают у журналиста, и помогать ему в процессе планирования и написания статьи.

Еще по теме:  Пять правил умного блога

Если редактор все же вносит значительные изменения в материал, то он сохраняет авторство за журналистом, не указывая себя в выходных данных статьи. Как правило, журналист самостоятельно анализирует свои ошибки и, при желании, может попросить редактора объяснить ему как их избежать в будущем. Журналист, который не работает над собой является балластом для издания и может быть уволен.

Редактор в роли журналиста

Хороший редактор не только управляет журналистами и редактирует их статьи. Он много пишет сам. Как правило, у редактора есть свои тема или рынок, за освещение которых он отвечает в своем издании.

Навык письма помогает редактору быть в форме и, что немаловажно, таким образом редактор формирует свой редакционный портфель. Когда в отделе работает пять журналистов, а статьи сегодня сдают, скажем, трое, то на полосе или в ленте образуется дыра. И закрывать эту дыру должен редактор.

Главному редактору не важно, кто напишет сегодня статьи в номер — журналисты или сам редактор. Главному редактору важно, чтобы статьи были написаны в необходимом объеме. Бывали случаи, когда редактор писал половину материалов, необходимых для выхода газеты, так как журналисты не справлялись со своими обязанностями. Если редактор растеряет свой журналистский навык и не будет уметь писать качественно и быстро, то очень вероятно, что после сдачи номера его ждет неприятный разговор с главным редактором. А, может, что и похуже.

Как стать редактором

Как правило, хорошие редакторы вырастают из наиболее ответственных и расторопных журналистов. В редакции часто возникают ситуации, когда журналисты заменяют редактора на планерках. В эти моменты главный редактор имеет возможность получше узнать журналиста, присмотреться к его стилю работы. Четкое понимание редакционного процесса, ответственность, даже самоотверженность, а также стрессоустойчивость и находчивость — вот качества, которыми должен обладать будущий хороший редактор.

Комментариев: 6

  1. Екатерина

    Спасибо за статью!

  2. Andrew

    Вот, то что надо было. :) До многого уже сам дошел в процессе выпуска первого номера, но все равно было полезно это прочитать. Плюс несколько новых моментов узнал. Спасибо, огромное за такую оперативную реакцию. :)

    Хотелось бы больше узнать про редакционный календарь, редакционный портфель и составление флет-плана (теорию, практические шаги и советы, а также может есть ПО какое для этих целей, желательно MacOS). Спасибо.

  3. Dima

    Спасибо. Я думал он только вычитывает текст на ошибки))

  4. Ольга

    Могу сказать из собственного опыта, что в некоторых интернет-изданиях редакторов нет. К сожалению.

    У меня был опыт работы редактором текстов переводных новостей. Переводчик был таким плохим, что приходилось фактически заново переводить статьи. Уволилась.

  5. Маргарита

    М-да. Когда нет редактора в издании наступает полный бардак, потому что редактор – это голова, в которой есть целостное видение развития тематики того или иного раздела. Это главное,на мой взгляд, что отличает его от журналиста. Редактор должен четко понимать, куда рулить в своем разделе, чтобы он развивался в общем ключе издания, более того, помогал развиваться и самому изданию.
    Добавлю к замечательной статье Александра, что в небольших изданиях есть только главный редактор и пара штатных журналистов. Тут главный выступает и тактиком, и стратегом, и маркетологом, и журналистом, и нянькой для всех сотрудников, и жилеткой для социально-активных граждан.

  6. Ольга

    Да, редактор – это голова. В моем случае я тратила столько времени на переделывание кальки с английского в читабельный русский, что времени и здоровья на стратегию уже не оставалось.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!