Как найти свой стиль письма

Собственный стиль необходим авторам, журналистам и блоггерам, так как его наличие напрямую связано с развитием карьеры. К нам обратился постоянный читатель журнала, один из авторов сайта www.droider.ru, и попросил помочь ему с поиском его стиля письма.

У меня есть банальный, но волнующий меня, вопрос… Мои статьи, в основном, на тему мобильных гаджетов и приложений, что довольно скучно. А я бы очень хотел наполнить их каким-то юмором […] или экзотическим стилем письма, который не используется для написания таких ГИКовых статей, но в то же время был бы уместен на сайте.

Этот вопрос совсем не банальный, и он волнует очень многих авторов, которые приступают к регулярному написанию статей на узкую тему и сталкиваются с тем, что их «голос» не различим среди остальных. Так происходит потому, что приходится использовать очень много терминов-существительных и «калек»-глаголов, к которым невозможно найти синонимы в русском языке. В результате кажется, что найти собственный стиль письма невозможно.

Несколько лет назад я разработал внутренний тренинг для собственного копирайтерского агентства, который в обязательном порядке проходили все копирайтеры. Специально для автора запроса опишу в этой статье наиболее важные части этого тренинга.

Ваш собственный стиль письма

Сперва нужно понять и признать, что у вас изначально уже есть свой стиль письма, который сформировался автоматически. Если вы еще не уделяли время совершенствованию навыка письма, то ваш собственный стиль состоит из множества наслоений: начиная от первых слов, написанных в прописях, до только что опубликованного материала. Этот стиль письма отличается тем, что вы всегда используете его, работая в условиях жесткого дедлайна. Этим-то мы и воспользуемся.

Возьмите тему, на которую пишет ваш коллега (не выбирайте тему своей следующей статьи). Приступите к ее изучению. Соберите максимум информации в Интернете, запоминайте, но ничего не записывайте, кроме кратких тезисов, названий, имен собственных и технических параметров. Когда вы почувствуете, что информация начинает повторяться — переходите к написанию плана.

Откройте новое окно текстового редактора и начните записывать план. В нем должно быть от пяти до десяти пунктов (при меньшем количестве будет легко потерять мысль, при большем — есть опасность «раздувания» текста).

Еще по теме:  Как эффективно использовать сторителлинг в переговорах

Распечатайте тезисы и положите их на стол рядом с клавиатурой. Окно текстового редактора с планом и будет вашей исходной точкой отсчета. Подготовьте таймер: у вас двенадцать минут на то, чтобы написать статью, и десять минут на то, чтобы её отредактировать. Пишите максимально быстро, у вас должно получиться от 2300 до 2500 символов, включая пробелы и знаки препинания.

Запустите таймер и начните писать. Не редактируйте себя, не исправляйте ошибки и опечатки, не думате над подбором слов (оставляйте пустые места) и двигайтесь по плану, заполняя его словами и предложениями. Как только прозвучит сингал таймера — прекратите писать, распечатайте метариал и приступайте к редактированию. Вставьте пропущенные слова, укажите имена собственные, технические параметры и другую информацию из списка тезисов. Проверьте все запятые, логику материала.

Спустя десять минут у вас в руках окажется статья, написанная в вашем стиле. Проанализируйте ее самостоятельно: отметьте что не нравится, в комментариях напишите, что бы хотели доработать. Не ставьте себе оценки. Сохраните эти два документа — они понадобятся вам в дальнейшем для оценки своего прогресса.

Найдите «эталон» стиля

Если вы постоянно пишете статьи для одного издания или блога, то выясните какой материал вызвал больше всего откликов у целевой аудитории. Всегда держите в голове, что сколько изданий — столько и стилей, поэтому для одного издания вам будет писать легче, для другого — тяжелей. Чаще всего «эталоном» статьи для издания будет материал, написанный основателем проекта, главным редактором, ведущим аналитиком — людьми, чье мнение важно для аудитории. Как правило, авторы «эталонной» статьи пишут полезно и интересно.

Сравните свои статьи: отредактированную статью из предыдущего упражнения, с «эталонными» статьями, чтобы понять, в чем их различие. Обращайте внимание на начало и конец предложений и абзацев, на предлоги, пунктуацию — на все, что бросается вам в глаза. Особое внимание уделите тому, что режет слух — чаще всего здесь вы максимально расходитесь с «эталоном».

«Эталоные» статьи, их может быть несколько, не обязательно должны быть написаны литературным языком. Они могут быть неинтересными для вас лично. Но они вызывают интерес у целевой аудитории и вам важно научиться понимать, как писать также или лучше.

Еще по теме:  Секрет успешных авторов: выдавайте вымысел за правду

Максимально близко узнайте аудиторию

На этом шаге пришло время досконально изучить статистику. Договоритесь о получении доступа к данным Яндекс.Метрика, Google Adwords, возьмите срез в три месяца, так, чтобы не попадало лето и праздники. Наилучшее время — с февраля по апрель и с сентября по ноябрь. Проанализируйте, какие статьи вызвали наибольший отклик (количество комментариев, «лайков», обсуждений в социальных сетях, ссылок и пр.)

Изучите поло-возрастной и демографичекий состав аудитории, ее коммерческие интересы. Выписывайте ключевые показатели, они вам понадобятся для составления «фоторобота» целевой аудитории.

Теперь у вас есть два самых важных компонента: «эталонные письма» и собирательный образ целевой аудитории. Прочтите одно из эталонных писем вслух, представляя, что собирательный образ аудитории — человек — слушает вас и реагирует (реакцию вы помните из анализа популярных статей). «Снимите» в своей голове фильм и прокрутите его несколько раз для лучшего понимания деталей. Это пригодится для проведения экспресс-оценок статей, которые вы будете писать в дальнейшем.

Как только при написании очередной статьи у вас возникнет вопрос, какое слово, фразу или оборот использовать — «прокрутите» в голове свое кино. Заставьте «фоторобота» улыбнуться, усмехнуться, захотеть написать в комментариях «Аффтор жжет», «Круть!» или то, что наиболее часто используется характерными представителями целевой аудитории в качестве положительной оценки статьи.

В закулисье с закрытыми глазами

Знайте все, что происходит в вашей отрасли. Слухи, клички, имена, события и прочие подробности. Вас не должен поставить в тупик вопрос «ГИКа» в комментариях к вашей статье на сайте, в Twitter или Facebook. Ваш ответ не обязателно должен быть в том же стиле, что и вопрос. Старайтесь написать в ответ не одно-два слова, а несколько предложений или даже абзац. Радуйтесь, когда вас хотят поставить в тупик, а вы выкручиваетесь, отвечая на трудные вопросы. В этот момент происходит формирование вашего нового стиля письма, наиболее эффективного для данной целевой аудитории.

Еще по теме:  Не пишется? Попробуйте самый сильный писательский наркотик

Как только вас признают «своим», ваши статьи перестанут игнорировать. Статьи, подписанные вами, начнут принимать на «твердую четверку», будут «лайкать» и «шарить» в социальных сетях, подробно комментировать и, может быть, даже хвалить. Но не останавливайтесь — вам обязательно нужно сделать следующий шаг.

Нарушайте правила, не обижая читателей

Теперь когда аудитория вас принимает за человека «в теме», начните выходить за границы комфорта, к которым привыкла аудитория. Не наносите личных оскорблений, они прощаются с большим трудом. Если нужно поставить кого-либо на место, пишите кратко и хлестко, при этом не задевая личности. Покажите своей статьей, что вы знаете как попасть в яблочко, но пока не делаете этого, так как уважаете своих читателей. Это очень сложно описать в теории без конкретных примеров, но вы быстро разберетесь, что к чему.

Подначивайте аудиторию, примерно также как она когда-то подначивала вас, пока не признала «своим». Не всегда соглашайтесь с коллегами, спорьте с ними публично (лучше это заранее спланировать, если только вы не понимаете другу друга с полуслова). И помните — не обижайте и не вводите читателей в заблуждение (не выставляйте их дураками в чужих глазах).

Теперь вы обладатель «эталонного» стиля

Дойдя до этого шага вы вспомните, что когда-то все начиналось именно с этой статьи. У вас будет яркий, индивидуальный и узнаваемый стиль, который начнут ассоциировать со стилем издания. Все что вы напишете, будет попадать в цель: веселить, вызывать желание купить, рекомендовать и пр. Вам не нужно будет призывать читателей что-либо сделать, они сами будут делать это с удовольствием.

Эта позиция может быть не очень устойчивой, если вы не владелец издания. Поэтому, не хвалитесь своим умением писать, не проверяйте удачу на прочность. Лучше начните формировать еще один свой стиль, например, работая над другим проектом, свои блогом или начав писать статьи удаленно в глянцевый журнал.

В результате вы станете обладателем универсального набора различных стилей, которые будут применимы практически к любому изданию и аудитории и через которые красной линией будут проходить ваша личность, мировоззрение и ценности.

Комментариев: 13

  1. Маргарита

    Когда мне приходится писать о “сухих” вещах или процессах, я стараюсь подобрать образные сравнения с вещами или процессами из повседневной жизни и текст сразу становится более живым и эластичным.
    Еще заметила, что разные стили письма обладают разным ритмом, что зависит от порядка расстановки слов, присущего конкретному автору и от длины предложений.
    Для отстройки от других авторов можно изобрести несколько своих фирменных словосочетаний или даже терминов, но тут надо тонко чувствовать границы благозвучия и уместности таких лексических единиц в определенной теме.
    И небольшое примечание на тему удовлетворения целевой аудитории. Соглашусь, что нужно говорить с нею на одном языке, но остереглась бы быть с ней на одном уровне, поскольку чаще это деградация текста, нежели эволюция. Думаю, мы должны образовывать, воспитывать, поднимать читателя на уровень выше, поэтому и тексты у нас должны быть соответствующие.

  2. Александр Гришин

    Маргарита, как человеку пишущему достаточно давно, вам просто подбирать образы. Начинающему автору делать это достаточно трудно.

    Верно подметили про ритм статьи – каждая статья должна иметь ритм, чтобы быть прочитанной на одном дыхании: http://edtr.ru/1bchSvc

    Начинающий автор проходит три ступени: вначале он ниже уровня ЦА, так как не понимает аудитории и еще не разбирается в теме, затем выходит с ней на один уровень и только после этого шагает выше, «подтягивая» за собой наиболее активных читателей. Не всегда получается образовывать и воспитывать, даже если получается встряхнуть – уже хорошо.

  3. Маргарита

    Согласна, Александр. Начинающему автору нужно очень много читать и использовать те приемы о которых вы пишете. Но, самое главное, кругозор и общий уровень образованности автора. Он должен быть интересным человеком, имеющим собственное мнение, основанное на глубоком знании предмета, о котором он пишет.
    Поэтому всем начинающим авторам посоветовала бы не прекращать своего образования никогда.

  4. Денис

    Что понимается под словом тезис в этой статье?

  5. Александр Гришин

    Денис, «тезиз» употребляется в значении «кратко сформулированные основные положения, главные мысли […] статьи, доклада […] и т. д.» http://edtr.ru/1dsYVpA

  6. Денис

    Тогда как их можно добавлять после основного написания? Они же являются основными положениями в тексте.

  7. Александр Гришин

    Тезисы должны «раствориться» в написанной статье. Их задача состоит в том, чтобы зафиксировать самые главные факты из информации, которая легла в основу статьи. Фактически, написанный текст – это «расписанный» план с учетом информации, изложенной в тезисах. Тезисы помогают вам при написании статьи удержаться от соблазна копировать источники – они содержат только главные мысли, которые вы описываете своими словами.

  8. Денис

    Ну хорошо, они должны раствориться в тексте. Но все таки почему они добавляются после написания?
    Мне кажется, что они должны отражаться в плане если являются основой. Основой написания плана. А добавление их после статьи – это уже перекройка плана на ходу получается.

  9. Александр Гришин

    Денис, мы говорим об одном и том же. Не должны, правильно. Где в статье неверно написано?

  10. Денис

    ЦИТАТА: “Вставьте пропущенные слова, укажите имена собственные, технические параметры и другую информацию из списка тезисов. Проверьте все запятые, логику материала.”

  11. Александр Гришин

    Денис, имеется в виду заполнить оставленные пробелы в тексте, которые образовались в момент написания статьи. Например, название товара, имя и должность эксперта или технические данные описываемого продукта.

  12. Денис

    Теперь все встало на свои места.
    Благодарю, Александр!

  13. Geekuz

    Красиво пишите. Мечтаю так же. Вообще хочется научиться писать в газетно-публицистическом стиле, но учиться придётся долго. А ещё и на английским научиться хочу, вот засада. Где время взять?))

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!