Как работать с авторами

Если вы работаете в редакции СМИ, в SMM или рекламном агентстве, если ведете свой контент-проект или занимаетесь бренд-журналистикой, то каждый день вы работаете с авторами. Как работать с авторами так, чтобы они. горели желанием писать для вас? Давайте посмотрим, что можно для этого сделать.

Авторов нельзя хвалить

Это самое распространенное суждение, которое я встречал среди редакторов. Если ты не ругаешь авторов, то ты плохой редактор — вот что транслируется в воздухе таких редакций. Когда я пришел работать в газету «Ведомости» из ИД «КоммерсантЪ», то первое время был шокирован тем, что после своего назначения главным редактором газеты Татьяна Лысова в буквальном смысле разговаривала матом. Конечно, мат в разговоре использовал и первый главный редактор «Ведомостей» Леонид Бершидский, но он делал это более искусно, поэтому никто и не замечал.

В ИД «КоммерсантЪ» авторов если и ругали, то только по делу: фактуры не добрал, материал не доработал, заголовки слабые. Моим редактором был Владимир Гендлин и, несмотря на свое боксерское прошлое и настоящее, я не слышал от него ни одного крепкого слова даже по делу.

В «Финансовых Известиях», куда меня взяли работать после службы в армии, все было совсем по-другому. Там с авторами именно работали. Сергей Мушкатёров, который был редактором отдела новостей, с бесконечным терпением учил меня работать с новостями и писать статьи. Именно тогда и была заложена моя уверенность в себе — что я могу писать хорошо и буду писать еще лучше, если стану практиковаться.

Такое отношение к авторам — редкость. Даже в современном «Тинькофф журнале» авторам приходится завоевывать внимание и любовь редактора.

Авторам нельзя много платить

Это второе разрушительное заблуждение, которое мне известно. Мотивов так себя вести несколько, главный из них такой: если авторам платить мало, то авторы будут писать больше, чтобы в конце месяца получить желаемый гонорар. В таких коллективах фиксированная ставка часто отсутствует или незначительна, а основной заработок формируется именно за счет объема написанных материалов.

Еще по теме:  Как за 15 минут стать своим в доску

Такой вариант плох тем, что авторы начинают писать раздутые и неинтересные материалы с бедной фактурой. Редактировать статьи таких авторов сложно, так как приходится править логику, стиль и проверять все факты. Но винить их в этом нельзя — они загнаны в такие условия оплатой своего труда. Мне пришлось работать некоторое время в газете «Финансовая Россия» почти на таких условиях, и я не могу вспомнить ни одного материала, написанного в то время, которым я бы гордился.

Хвалите автора, критикуйте тексты

Семейные психологи утверждают: для того, чтобы отношения в семье были крепкими, нужно дозировать критику — она должна звучать в два раза реже, чем похвала. Чтобы авторы хотели писать для вас, чтобы они искали и предлагали темы, находили неожиданные точки зрения, они должны получать от вас подтверждение своего мастерства. Даже если вы работаете в спортивном издании и для вас пишет автор, который прошел Ironman1, то помните, что внутри он такой же человек, как и вы, и он так же нуждается в поощрении, если для этого есть повод.

Из области семейной психологии и вторая рекомендация: если критику все же нужно высказать, то делать это нужно не по отношению к человеку («автор из тебя никакой»), а к конкретному тексту («мало фактов», «нет логической связки между первой и второй частью», «заголовок написан без глагола»).

Платите автору столько же, сколько себе

Если вы можете повлиять на гонорары авторов, сделайте это. Подумайте, как можно изменить систему оплаты — для того, чтобы мотивировать авторов писать больше интересных текстов.

Сдельная оплата по знакам здесь явно не подходит. Последнее время, работая с авторами в клиентских проектах, я столкнулся с формой оплаты труда, привязанной к поисковой аналитике. В одном из проектов автор имел фиксированную ставку, которая включает написание восьми материалов в неделю. Всё, что написано свыше этого количества, оплачивается отдельно. Если статьи автора превышают средние показатели по посещаемости материалов сайта (они установлены и зафиксированы в договоре), то автор получает дополнительное финансовое вознаграждение, которое может достигать 100 % от его фиксированной ставки. Такой подход отлично мотивирует авторов, мне было очень комфортно работать в этом проекте, за всё время не прозвучало ни одной жалобы на оплату труда и руководство.

Еще по теме:  Кто моет посуду в вашем офисе

Если внедрить такую систему оплаты для авторов пока не возможно, то нужно платить своим ведущим авторам примерно столько же, сколько получает редактор или руководитель, который отвечает за контент. Это тоже не всегда возможно, но
главное — избегать ситуации, когда авторы получают в два, в три или даже в десять раз меньше, чем редактор или менеджер. В этом случае авторы писать тексты будут, но временные и финансовые затраты на их редактирование сведут на нет всю экономию.

Как работать с авторами эффективно

Мне очень понравился курс от Джеймса Паттерсона2, который продается на MasterClass: James Patterson Teaches Writing. В нем самый продаваемый автор детективов делится своим опытом и дает несколько советов о том, как работать с авторами. Приятно было узнать, что Паттерсон почти не критикует авторов, при этом его нельзя назвать мягким редактором. Наоборот, он по-армейски жёсток к текстам и требует неукоснительного соблюдения сроков и следования плану. Однако в мелочах, в подробностях сцен, в чертах характеров героев он не вмешивается в творчество авторов. И получает в результате интересный и захватывающий детектив-бестселлер.

Начните с положительных моментов

Сделайте акцент на том, что автору по-настоящему удалось сделать хорошо. Придумать заголовок, написать лид, подобрать иллюстрацию или цитату эксперта. Здесь все на счету, ищите. Как редактор, вы должны уметь это делать.

Не критикуйте, а задавайте вопросы

«Как ты считаешь, здесь все ясно читателю?» «Все ли эксперты опрошены, никого мы не упустили?» Или поделитесь свои опытом: «Лет пять назад у нас была похожая статья и тогда мы сделали вот что…»

Помогайте авторам найти свой стиль

Начинающие авторы пишут нестабильно, так как у них еще не выработался свой стиль письма. Помогайте им найти его: не просто переписывайте неудачный отрывок за автора, а привлеките его к редактированию текста. Спросите, почему он написал именно так и что имел в виду. Именно такая совместная работа помогла мне в свое время обрести уверенность в письме.

Еще по теме:  Что делать, если заказчик вносит много правок

Поощряйте авторов расти и развиваться

Автор просит новую тему? Просится на брифинг к новому клиенту? Хочет научиться писать лонгриды или посты для соцсетей? Загорелся желанием выучить английский и писать для иностранных сайтов и изданий? Поддержите его. Люди уходят из компаний не потому, что им дают слишком много свободы — они уходят из-за ограничений и непонимания.

Переросли вас — часть вашей сети

Не бойтесь, если автор перерастет вас, станет редактором или руководителем в вашей редакции. Ему может не найтись места в вашей компании, и он уйдет в другой проект. Рано или поздно это происходит, и в этом нет ничего страшного. Относитесь с уважением к авторам с самого начала, сопровождайте их в карьерном росте, помогите сделать расставание комфортным — и вы на всю жизнь получите лояльного профессионала, который откликнется на первый ваш зов.

#автор #авторы #редакция #мотивация


  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ironman []
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Паттерсон,_Джеймс []

Правила комментирования

Журнал «Редактор» создан для читателей, поэтому обсуждения статей приветствуются. В комментариях не допускаются ругательные, оскорбительные или негативно-оценочные высказывания в отношении читателей, участников обсуждения, авторов статей и редакции. В комментариях запрещено размещать ссылки на сторонние сайты. Все комментарии проходят постмодерацию выпускающего редактора.

Обсудим статью?

Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!