Редактор
Курсы «Как написать книгу»

Курсы «Как написать книгу»

Когда вы спрашиваете себя «Как написать книгу?», то сразу же возникает следующий вопрос: стоит ли делать это самостоятельно или лучше пойти на курсы, на которых вам помогут с написанием и публикацией книги. Давайте разберемся, куда идти учиться и стоит ли это делать в принципе.

Курсов о том, как написать книгу, становится все больше. С одной стороны это хорошо, так как формируется рынок обучающих продуктов и начинающему писателю есть из чего выбирать. С другой стороны, до сих пор остается неясным, по каким критериям делать выбор. Простым перебором — оплачивая курс за курсом — получится дорого. По отзывам судить тоже нельзя, так как отзывы часто бывают фальшивыми, особенно, если авторами курса являются инфо-бизнесмены.

Важно и то, кто является автором курса. Например, Ирина Гусинская, заместитель главного редактора издательского дома «Альпина», является авторитетным лицом на российском рынке книг нехудожественной литературы (нон-фикшн). Другой автор курсов — Эльвира Барякина известна многим авторам по своему сайту avtoram.com, который она запустила в 2006 году. Курсы по писательскому мастерству предлагает Екатерина Иноземцева в рамках проекта «Пишу книгу за 90 дней»; Ольга Соломатина проводит различные курсы по писательскому мастерству. Разберем эти курсы подробнее.

Get Published от Ирины Гусинской

Судя по бесплатному вебинару, который проводила Ирина, курс получился достаточно насыщенным. Его полная стоимость на момент написания статьи составляет 69 000 рублей. У Ирины действительно большой опыт в этой области, так как она работает в ведущем издательстве, которое специализируется на нехудожественной литературе (нон-фикшн).

Но в самой ситуации — курс проводит тот, кто принимает рукописи авторов, — есть нездоровый момент. На бесплатном вебинаре Ирина подчеркнула, что этот курс «ее собственная инициатива», но у меня, как журналиста, есть сомнения, что выпускники курса, заплатившие 70 000 рублей за обучение, будут иметь равные шансы по сравнению с авторами, которые приходят в издательство «самотеком».

И если у меня есть подобные сомнения, значит, они могут возникнуть и у авторов. Все это может негативно сказаться на репутации издательства, так как авторы не без основания могут предположить, что надежнее будет «зайти» в «Альпину» через Ирину. Предположу, что в Америке подобная ситуация была бы просто невозможной — вряд ли Penguin или Simon & Schuster могли бы пойти на такой репутационный риск ради дополнительного источника дохода своего сотрудника.

Читайте также:  Случайностей не бывает

Уроки письма от Эльвиры Барякиной

Эльвира переехала в Америку, выйдя замуж за потомка русского эмигранта. Ее опыт и знания интересны для начинающих писателей прежде всего тем, что она все делает сама: пишет и затем продвигает свои художественные произведения на Amazon. Хотя Эльвира пишет в основном художественную литературу, у нее есть несколько книг в жанре нон-фикшн, например, книга-руководство «Справочник писателя», которое она недавно переиздала.

В России с Эльвирой сотрудничает Литрес.Самиздат — проводит рассылку с вебинарами Эльвиры для начинающих авторов. Партнерство с Литрес.Самиздат это хороший знак, так как подтверждает, что у Эльвиры действительно есть знания, которые могут принести пользу авторам. Среди курсов Эльвиры есть курс Известный писатель стоимостью от 9 800 до 20 700 рублей, который выглядит достаточно привлекательным. Однако перед покупкой курсов имеет смысл уточнить актуальность материала и задать вопросы, чтобы выяснить, будет ли курс полезен именно вам.

«Пишу книгу за 90 дней» от Екатерины Иноземцевой

Это самый дорогой из четырех курсов, которые мы рассматриваем, на момент написания статьи. Хотя минимальная стоимость составляет 69 000 рублей, что сопоставимо с первым рассмотренным курсом, за эту сумму будущий автор получит не очень много, а максимальный пакет обойдет автору в 640 000 рублей.

Екатерина пишет о себе на странице курса, что она «предприниматель и писатель. Автор трех книг, две из которых стали бестселлерами в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». На сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер» мы нашли только две книги. Последняя книга, автором которой стала Екатерина, называется «Как стать популярным автором». Примечательно, что отзыв на ее написали пользователи с такими именами как Игорь Манн и Денис Каплунов (это их единственные отзывы на «Озоне», сделанные с разницей в пять дней).

Курсы «Как написать книгу»
Отзыв Игоря Манна о книге Екатерины Иноземцевой.

Поэтому даже если на курсе «Пишу книгу за 90 дней» вас и не научат писать книгу, но расскажут, как заставить Игоря Манна зайти на сайт «Озона» и оставить свой отзыв, то этот курс многократно окупится. Курс также будет полезен тем, кто хочет разобраться в личном PR и построении бренда — в этом Екатерина, судя по сайту, разбирается и может поделиться своим опытом.

Читайте также:  Визуальная новелла: как писать диалоги

На почти безупречной посадочной странице курса есть неточности, например, написано, что Юрий и Евгения Белонощенко, основатели сети детских центров «Бэби-клуб», издали книги, ставшие бестселлерами: «После трех уже поздно» и «Рожденные с характером».

Курс «Как написать книгу»

При этом автором бестселлера «После трех уже поздно» является Масару Ибука — японский инженер и предприниматель, один из основателей корпорации Sony. Подобные неточности могут вызвать недоверие у будущих авторов.

Ложкой дегтя является незакрытый вопрос с кражей концепции курса у Ольги Соломатиной. Мне не известно, к чему пришли стороны в результате обсуждения инцидента, но если вы собираетесь принять участие в курсе «Пишу книгу за 90 дней», то стоит уделить внимание истории ниже и разобраться в ней.

«Вы писатель» от Ольги Соломатиной

На сайте Ольги нет стоимости курса, зато на сайте Zillion всего за 450 рублей можно приобрести курс Ольги «Как написать книгу». Мне Ольга знакома по книге «Писать легко» и по одноименному курсу. Ольга, как и я, имеет за плечами опыт работы в Издательском доме «КоммерсантЪ», поэтому ее подход к письму мне близок.

Мне нравится, что Ольга учит не столько маркетингу, созданию и продвижению личного бренда, сколько именно письму. Учит как с точки зрения формирования писательского навыка, так и с точки зрения психологических аспектов творчества. И в этом, на мой взгляд, есть определенное преимущество, так как написать интересную книгу все-таки важнее, чем сделать себе «книгу-визитку» для продвижения себя и своих услуг.

Какой курс выбрать, чтобы написать книгу?

Любой курс — это экономия времени. Он сократит ваш путь к читателю, но при этом вы не получите личного опыта. С моей точки зрения это похоже на отгадывание кроссворда с постоянным подглядыванием в ответы. Да, результаты могут впечатлить и решать однотипные задачи вы научитесь, но немного отличающаяся головоломка поставит вас в тупик, и вам придется опять подглядывать ответы, то есть платить за очередной курс. Поэтому, если вы хотите быстро опубликоваться и раскрутиться и вас есть на это бюджет — выбирайте на свой вкус. Если вы хотите стать настоящим автором, то для начала попробуйте пройти весь путь самостоятельно. Вот краткая инструкция, на что стоит обратить внимание при написании нехудожественной книги.

Читайте также:  Видеоуроки о хорошем тексте

Книга как проект

Отнеситесь к своей будущей книге как к проекту. Распланируйте ее до того, как приступите к написанию. Определите рабочее название, выберите жанр, сделайте исследование рынка, выясните конкурентов.

Разработайте себе легенду

Будьте готовы объяснить читателю и издателю, почему именно вы — наилучший автор для написания книги на выбранную тему и почему к вашему мнению стоит прислушаться. Изложите информацию о себе с точки зрения презентации книги. Не приукрашивайте, просто изложите факты под нужным углом.

Продайте книгу до написания

Поступайте так, как поступает большинство сценаристов в Голливуде — продайте синопсис, а не готовый сценарий. Для этого напишите синопсис книги, ее краткое содержание, сделав его захватывающим, как трейлер к блокбастеру. Добавьте свою легенду и разошлите по подходящим издательствам.

Напишите план и пишите

Секрет успешных авторов — это работа по плану вне зависимости от наличия вдохновения. Если не пишется, попробуйте самый сильный писательский наркотик. Не бойтесь дорабатывать план по ходу работы, но всегда следите за тем, чтобы не менялась концепция книги, особенно, если вы уже продали синопсис издательству.

Корректура и обложка

Отправьте текст на корректуру. Пусть это будут профессиональные корректоры, например такие, которые работают в компании «Корректор», тогда вам не придется краснеть за ошибки и опечатки. Одновременно с этим закажите обложку у профессионалов, например, в «Книжном Ателье» — качественная обложка значительно увеличивает шансы на успех вашей книги. (Примите во внимание, что журнал «Редактор» получает финансовую поддержку от компаний «Корректор» и «Книжное Ателье»).

Будьте готовы раздеться

Вам предстоит писать о себе и своей книге в соцсетях, вести блог, сделать сайт, просить написать отзывы и собирать рецензии. Хотите стать популярными — раздевайтесь. Чем больше будет активности, тем лучше пойдут продажи и тем проще вам будет продать издательству свою вторую книгу.

Александр Гришин

Главный редактор журнала

Добавить комментарий

Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!