Журнал Редактор
Курсы «Как написать книгу»

Курсы «Как написать книгу»

Когда вы спрашиваете себя «Как написать книгу?», то сразу же возникает следующий вопрос: стоит ли делать это самостоятельно или лучше пойти на курсы, на которых вам помогут с написанием и публикацией книги. Давайте разберемся, куда идти учиться и стоит ли это делать в принципе.

Курсов о том, как написать книгу, становится все больше. С одной стороны это хорошо, так как формируется рынок обучающих продуктов и начинающему писателю есть из чего выбирать. С другой стороны, до сих пор остается неясным, по каким критериям делать выбор. Простым перебором — оплачивая курс за курсом — получится дорого. По отзывам судить тоже нельзя, так как отзывы часто бывают фальшивыми, особенно, если авторами курса являются инфо-бизнесмены.

Важно и то, кто является автором курса. Например, Ирина Гусинская, заместитель главного редактора издательского дома «Альпина», является авторитетным лицом на российском рынке книг нехудожественной литературы (нон-фикшн). Другой автор курсов — Эльвира Барякина известна многим авторам по своему сайту avtoram.com, который она запустила в 2006 году. Курсы по писательскому мастерству предлагает Екатерина Иноземцева в рамках проекта «Пишу книгу за 90 дней»; Ольга Соломатина проводит различные курсы по писательскому мастерству. Разберем эти курсы подробнее.

Get Published от Ирины Гусинской

Судя по бесплатному вебинару, который проводила Ирина, курс получился достаточно насыщенным. Его полная стоимость на момент написания статьи составляет 69 000 рублей. У Ирины действительно большой опыт в этой области, так как она работает в ведущем издательстве, которое специализируется на нехудожественной литературе (нон-фикшн).

Но в самой ситуации — курс проводит тот, кто принимает рукописи авторов, — есть нездоровый момент. На бесплатном вебинаре Ирина подчеркнула, что этот курс «ее собственная инициатива», но у меня, как журналиста, есть сомнения, что выпускники курса, заплатившие 70 000 рублей за обучение, будут иметь равные шансы по сравнению с авторами, которые приходят в издательство «самотеком».

И если у меня есть подобные сомнения, значит, они могут возникнуть и у авторов. Все это может негативно сказаться на репутации издательства, так как авторы не без основания могут предположить, что надежнее будет «зайти» в «Альпину» через Ирину. Предположу, что в Америке подобная ситуация была бы просто невозможной — вряд ли Penguin или Simon & Schuster могли бы пойти на такой репутационный риск ради дополнительного источника дохода своего сотрудника.

Читайте также:  Розенберг против Дурова с точки зрения сторителлинга

Уроки письма от Эльвиры Барякиной

Эльвира переехала в Америку, выйдя замуж за потомка русского эмигранта. Ее опыт и знания интересны для начинающих писателей прежде всего тем, что она все делает сама: пишет и затем продвигает свои художественные произведения на Amazon. Хотя Эльвира пишет в основном художественную литературу, у нее есть несколько книг в жанре нон-фикшн, например, книга-руководство «Справочник писателя», которое она недавно переиздала.

В России с Эльвирой сотрудничает Литрес.Самиздат — проводит рассылку с вебинарами Эльвиры для начинающих авторов. Партнерство с Литрес.Самиздат это хороший знак, так как подтверждает, что у Эльвиры действительно есть знания, которые могут принести пользу авторам. Среди курсов Эльвиры есть курс Известный писатель стоимостью от 9 800 до 20 700 рублей, который выглядит достаточно привлекательным. Однако перед покупкой курсов имеет смысл уточнить актуальность материала и задать вопросы, чтобы выяснить, будет ли курс полезен именно вам.

«Пишу книгу за 90 дней» от Екатерины Иноземцевой

Это самый дорогой из четырех курсов, которые мы рассматриваем, на момент написания статьи. Хотя минимальная стоимость составляет 69 000 рублей, что сопоставимо с первым рассмотренным курсом, за эту сумму будущий автор получит не очень много, а максимальный пакет обойдет автору в 640 000 рублей.

Екатерина пишет о себе на странице курса, что она «предприниматель и писатель. Автор трех книг, две из которых стали бестселлерами в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». На сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер» мы нашли только две книги. Последняя книга, автором которой стала Екатерина, называется «Как стать популярным автором». Примечательно, что отзыв на ее написали пользователи с такими именами как Игорь Манн и Денис Каплунов (это их единственные отзывы на «Озоне», сделанные с разницей в пять дней).

Курсы «Как написать книгу»
Отзыв Игоря Манна о книге Екатерины Иноземцевой.

Поэтому даже если на курсе «Пишу книгу за 90 дней» вас и не научат писать книгу, но расскажут, как заставить Игоря Манна зайти на сайт «Озона» и оставить свой отзыв, то этот курс многократно окупится. Курс также будет полезен тем, кто хочет разобраться в личном PR и построении бренда — в этом Екатерина, судя по сайту, разбирается и может поделиться своим опытом.

Читайте также:  Ключевые слова: как не испортить текст

На почти безупречной посадочной странице курса есть неточности, например, написано, что Юрий и Евгения Белонощенко, основатели сети детских центров «Бэби-клуб», издали книги, ставшие бестселлерами: «После трех уже поздно» и «Рожденные с характером».

Курс «Как написать книгу»

При этом автором бестселлера «После трех уже поздно» является Масару Ибука — японский инженер и предприниматель, один из основателей корпорации Sony. Подобные неточности могут вызвать недоверие у будущих авторов.

Ложкой дегтя является незакрытый вопрос с кражей концепции курса у Ольги Соломатиной. Мне не известно, к чему пришли стороны в результате обсуждения инцидента, но если вы собираетесь принять участие в курсе «Пишу книгу за 90 дней», то стоит уделить внимание истории ниже и разобраться в ней.

«Вы писатель» от Ольги Соломатиной

На сайте Ольги нет стоимости курса, зато на сайте Zillion всего за 450 рублей можно приобрести курс Ольги «Как написать книгу». Мне Ольга знакома по книге «Писать легко» и по одноименному курсу. Ольга, как и я, имеет за плечами опыт работы в Издательском доме «КоммерсантЪ», поэтому ее подход к письму мне близок.

Мне нравится, что Ольга учит не столько маркетингу, созданию и продвижению личного бренда, сколько именно письму. Учит как с точки зрения формирования писательского навыка, так и с точки зрения психологических аспектов творчества. И в этом, на мой взгляд, есть определенное преимущество, так как написать интересную книгу все-таки важнее, чем сделать себе «книгу-визитку» для продвижения себя и своих услуг.

Какой курс выбрать, чтобы написать книгу?

Любой курс — это экономия времени. Он сократит ваш путь к читателю, но при этом вы не получите личного опыта. С моей точки зрения это похоже на отгадывание кроссворда с постоянным подглядыванием в ответы. Да, результаты могут впечатлить и решать однотипные задачи вы научитесь, но немного отличающаяся головоломка поставит вас в тупик, и вам придется опять подглядывать ответы, то есть платить за очередной курс. Поэтому, если вы хотите быстро опубликоваться и раскрутиться и вас есть на это бюджет — выбирайте на свой вкус. Если вы хотите стать настоящим автором, то для начала попробуйте пройти весь путь самостоятельно. Вот краткая инструкция, на что стоит обратить внимание при написании нехудожественной книги.

Читайте также:  Как научиться копирайтингу

Книга как проект

Отнеситесь к своей будущей книге как к проекту. Распланируйте ее до того, как приступите к написанию. Определите рабочее название, выберите жанр, сделайте исследование рынка, выясните конкурентов.

Разработайте себе легенду

Будьте готовы объяснить читателю и издателю, почему именно вы — наилучший автор для написания книги на выбранную тему и почему к вашему мнению стоит прислушаться. Изложите информацию о себе с точки зрения презентации книги. Не приукрашивайте, просто изложите факты под нужным углом.

Продайте книгу до написания

Поступайте так, как поступает большинство сценаристов в Голливуде — продайте синопсис, а не готовый сценарий. Для этого напишите синопсис книги, ее краткое содержание, сделав его захватывающим, как трейлер к блокбастеру. Добавьте свою легенду и разошлите по подходящим издательствам.

Напишите план и пишите

Секрет успешных авторов — это работа по плану вне зависимости от наличия вдохновения. Если не пишется, попробуйте самый сильный писательский наркотик. Не бойтесь дорабатывать план по ходу работы, но всегда следите за тем, чтобы не менялась концепция книги, особенно, если вы уже продали синопсис издательству.

Корректура и обложка

Отправьте текст на корректуру. Пусть это будут профессиональные корректоры, например такие, которые работают в компании «Корректор», тогда вам не придется краснеть за ошибки и опечатки. Одновременно с этим закажите обложку у профессионалов, например, в «Книжном Ателье» — качественная обложка значительно увеличивает шансы на успех вашей книги. (Примите во внимание, что журнал «Редактор» получает финансовую поддержку от компаний «Корректор» и «Книжное Ателье»).

Будьте готовы раздеться

Вам предстоит писать о себе и своей книге в соцсетях, вести блог, сделать сайт, просить написать отзывы и собирать рецензии. Хотите стать популярными — раздевайтесь. Чем больше будет активности, тем лучше пойдут продажи и тем проще вам будет продать издательству свою вторую книгу.

Александр Гришин

Главный редактор журнала

комментариев: 4

  • Привет.Я бы мечтал писать не книги а сценарии для американского кино или сериалов.Вообще я киноман)Жаль что это крайне маловероятно…

  • Очередные инфоцыгане продают воду и воздух под видом курса который научит тебя всему за x дней и ты станешь миллионером. При этом стоимость крайне завышенная, и для того чтобы оплачивали используют мошеннические методы и оформляют рассрочки. Не ведитесь на это.

  • Здравствуйте Александр.
    Очень интересный анализ различных курсов для начинающих писателей нон фикшен. А есть ли у вас что-то подобное для начинающих в художественной литературе?
    Буду очень признателен за ответ.

  • Друзья, ВНИМАНИЕ. Курсы get published это развод. Дешевая развлекуха для домохозяек, у которых куча времени и есть свободные 70 тыс. К огромному сожалению, я потратила свои кровно заработанные деньги на это г….. при выборе курса привлекла исключительно личность автора курса, она звездится в издательском бизнесе. Как выяснилось, на пустом месте… излагаю основные недостатки:
    1. Курс ограничен 3мя месяцами (по своему опыту скажу, работающему человеку за такой срок пройти данный курс и книгу написать нереально). Потом доступ к материалам полностью закрывается. Либо плати 40 тыс за тот же материал.
    2. Ужасно неудобно технически. Нант постоянно заходить в браузер. Видео слетает, если нет вайфая, то есть в дороге посмотреть нереально. С такой стоимостью курса организаторы могли бы уже перестать жлобничать и сделать приложение или хотя бы нормально построить курс.
    3. Уроков много и они по 1-1,5 часа. Куча лишней инфо в уроках (файлов, тегов, тестов и проч). Все разноцветное, непонятно на чем акцентировать внимание.
    4. К каждому уроку несколько заданий, выполнение которых по-хорошему занимает 3-4 дня, а проверяют неделю каждое.
    5. Прямого общения с преподавателями фактически нет. Есть дурацкие вебинары (пару раз присутствовала): растянуто по времени, куча воды, преподаватель вещает, диалога ноль.
    6. Люди, проверяющие задания, видимо живут в пещере, так как общаются грубо и бесцеремонно. Из всего общения с преподавателями у меня сложилось впечатление, что на моменте оплаты курса интерес к ученикам у них заканчивается. На вопросы не отвечают, пытаются пристыдить если что-то не получается, сливаются, в общем полное неуважение к ученикам.
    7. По содержанию, половина занятий посвящено голому маркетингу. Как сделать книгу, чтобы ее продать. При этом на вопрос «что я как автор буду иметь с продаж» отвечают «копейки, не рассчитывайте на это. Книгу пишут в основном, чтобы повысить свой имидж». Издательский бизнес, так и есть, предполагает основной доход издателю, а не автору. Тогда зачем мне тратить столько времени на изучение законов продаж, которые вещают теперь из каждого утюга. То, что я ожидала увидеть это структурирование книги, наполнение, правила письма в разных сферах – в данном курсе это где-то в самом конце…
    8. В день на почту приходит по 20 писем рассылки, 10 из которых на одно и то же мероприятие. Ужасно утомляет и дезориентирует…
    9. Не знаю как у вас, но у меня миллион дел помимо курса. У меня большой профессиональный опыт, и по своей тематике я много раз организовывала обучение, в том числе и онлайн. Для меня было важно, чтобы людям, обучающимся без отрыва от работы, было удобно и понятно, чтобы они дошли до конца и получили знания и навыки. К сожалению, у меня сложилось впечатление, что это не курс, а шарашкина контора. Так как основной интерес организаторов срубить бабла, а дальше хоть трава не расти.
    10. Итого: отсутсвие достойного контента, непригодная к использованию в дистанционном формате онлайн платформа, неудобная рассылка, хамство преподавателей, ограничение по срокам доступа к материалам и др. Очень жаль,что я на это повелась. Деньги вернуть очень сложно, к сожалению…. Пусть мои деньги ко мне вернутся из другого источника. А организаторам г…нокурса удачи…