Опытный журналист пишет статью в газету менее чем за полчаса, начинающий — тратит на этой целый день. Чтобы написать статью в газету на надо обладать особым талантом, нужно научиться работать с фактами и следовать пяти этапам, которые помогают написать профессиональную газетную статью.
Поиск идеи
Написание статьи в газету начинается с поиска идеи. Опытный журналист не ищет идеи целенаправлено, он, как может показаться со стороны, начинает свою рабочий день с привычного ритуала — читает новости информационных агентств, разбирает письма, пресс-релизы и запросы, поступившие по электронной почте, изучает издания коллег-конкурентов, краем глаза смотрит мировые и городские новости (часто одновременно по нескольким каналам). Несмотря на внешнюю пассивность, его мозг активно работает и отлавливает любые отклонения от привычного хода вещей.
Если всегда что-то происходило по одному сценарию, а сегодня сценарий изменился — значит что-то произошло, что повлияло на развитие событий именно таким образом. Произошедшее не очевидно и не заметно с первого взгляда, но оно изменило привычных ход вещей, а это — отличная идея для статьи.
Сбор фактов
Когда идея статьи найдена, журналист проверяет её, ища подтверждения в различных источниках. Нужно удостовериться, что это не «слив» и не «вброс» ложной информации заинтересованными в дезинформировании общества и журналистов лицами. Как правило, для проверки идеи необходимо получить три подтверждения из не связанных между собой источников, которым можно доверять.
Получив подтверждения найденной идее нужно сделать глубокий вздох и на секунду остановиться.
Хорошо, если у вас есть редактор, так как именно сейчас самое время обсудить с ним возникшую идею.
Как правило, редактор обладает большим, чем вы, опытом, возможно, он сам когда-то писал или редактировал статью на эту тему. Помните, редактор — не критик1, это ваш помощник, который на этапе работы с идеей помогает вам найти наилучший способ для дальнейшей работы. Редактор поможет взглянуть на статью под другим углом, даст ссылку на другие материалы, при необходимости запросит информацию у редактора другого отдела, даст в наставники более опытного журналиста (если тема очень сложная и важная для издания) или может взять её под своей контроль.
Цените моменты совместной работы с редактором, так как они позволяют вам не только научиться писать отличные статьи, но и учат взаимодействовать с другими редакторами и журналистами внутри редакции. В редакциях не существует жесткой иерархии, но начинающим журналистам часто страшно и неловко обратиться за помощью к более опытному коллеге или редактору, чьи имена они видят на первой полосе своей газеты. Отбросьте свои страхи и сомнения и просите помощь у того, у кого считаете нужным, но сперва обсудите свою идею со своим редактором.
Если редактора у вас нет и вы работаете в одиночку, то нужно стать редактором самому себе. Отложите свои наброски и займитесь чем-то другим. Через час-два вернитесь к своей идее и быстро охватите её критическим взглядом.
Анализ фактов и составление плана
Прежде чем приступить к составлению плана статьи, задайте себе вопрос: «Что будет квинтэссенцией статьи, о чем она будет на самом деле»? Запишите ответ один предложением — оно пригодится вам в качестве ориентира при написании черновика и его редактировании, чтобы не сбиться с пути.
Теперь, когда у вас есть канва, отсортируйте факты на важные и второстепенные.
Выстройте важны факты в логической последовательности, которая в результате и станет планом статьи. Помните, что план статьи может незначительно меняться в процессе написания черновика и подготовки статьи.
Если при работе над статей вам приходится кардинально менять план статьи, то стоит вернуться на шаг назад к сбору фактов и еще раз обсудить с редактором вектор работы над статей. Помните, что крепкая структура — это залог успешной статьи.
При составлении плана статьи проследите, чтобы все родственные факты были сгруппированы в одном пункте плана, а не разбросаны по всей статье — это затруднят их понимание и анализ.
Аналогично работайте с деталями — они должны помогать читателю увидеть общую картину, а не отвлекать его от повествования.
Написание черновика
Скопируйте свой план в черновик и начните «расписывать» каждый пункт плана.
Вот почему я сам всегда составляю максимально подробный план статьи — такой план дает мне возможность написать статью быстро, я не испытываю трудностей с логикой повествования, в голове всегда присутствуют нужные слова и у меня нет «болезни чистого листа», так как я начинаю писать не с пустого документа, а с черновика, куда скопирован план статьи.
Если по ходу написания статьи вам не хватает фактов, то добирайте их из источников, которым доверяете, но при этом не забывайте проверять используемую информацию.
Если в процессе письма возникает большой логический пробел — повествование подвисает в воздухе и вам самим не понятно, куда идти дальше — посоветуйтесь с редактором. Возможно, стоит вернуться на несколько шагов назад, пересмотреть собранные факты и внести корректировки в план статьи. У вас не должно оставаться вопросов, на которые нет ответов.
Не вводите читателя в заблуждение, не заставляйте его выполнять вашу работу — в противном случае в следующий раз он выберет другое издание и другого журналиста, чтобы получить нужную информацию.
Подготовка статьи
Закончив писать черновик отложите его в сторону хотя бы на четверть часа, если позволяет время. Сходите и выпейте чашечку кофе, перекусите, помогите коллеге с написанием его статьи. Это поможет вам «оторвать» только что написанный черновик от себя, чтобы чуть позже превратить его в отличную статью.
Редактируйте черновик столько, сколько позволяет время. Сохраняйте каждую версию, чтобы иметь возможность быстро к ней вернуться.
Если времени очень мало, проверьте, чтобы ваша статья была точной, краткой и ясной.
- Одна мысль — одно предложение.
- Пишите короткими предложениями.
- Используйте глаголы в одном времени.
- Избегайте излишних подробностей.
- Используйте термины только по необходимости.
- Цитируйте яркие высказывания.
- Дайте предысторию события.
- Приводите аналогии сложным событиям
- Отвечайте на все вопросы читателей.
- Подтверждайте все используемые факты.
Перед сдачей прочтите статью вслух, чтобы проверить связки между абзацами, вывить длинные и неблагозвучные слова и слишком длинные предложения. Внесите последние изменения и отправляйте статью на публикацию.
- Если ваш редактор слишком жестко и много критикует вас на этапе поиска и разработки идеи — дайте ему прочитать эту статью. [↩]
К сожалению, иногда журналисты сами сочиняют то, что Вы назвали “сливом” – чтобы привлечь побольше читателей.
Короткие предложения – удел копирайтинга. Мне, например, как читателю интереснее текст с объяемными, полными деталей предложениями. Копирайтеры ориентируются на низкоинтеллектуальную интернет-аудиторию, которая предложение в две строчки уже переварить не может, а газеты все-таки читают более эрудированные люди…хотя…смотря какая газета…
Настоящий писатель, несет своему читателю насыщенное, полное красок и отлично изложенное творение. Писатель – это человек, способный превратить самый скучный сюжет в захватывающий вестерн и это далеко не копирайтер низкого уровня, хотя и среди них зачастую встречаются достаточно грамотные, обладающие огромной фантазией люди, способные завоевать внимание читателя!
Заметила в тексте “я сам всегда составляет максимально подробный планы статьи”. “составляет” и “планы” немного выбиваются.
Видимо, при редактировании не заметили. Спасибо.
“Чтобы написать статью в газету на надо обладать особым талантом”— в данной фразе у Вас допущена ошибка! (“НА надо”, должно быть тогда уж исправлено на “НЕ надо”)
Стоит обратить внимание на фразу “МОЗГ активно работает и ОТЛАВЛИВАЕТ”, мозг не может ничего отлавливать, он может улавливать отклонение (звуки/сигналы/вибрации). Фраза звучит некорректно, при этом не соответствует речевым нормам русского языка!