Как составить план статьи

После публикации статьи «Всегда пишите план статьи» пришло очень много вопросов на тему, а, как, собственно, составить план статьи? Давайте разберем этот вопрос сегодня.

Вам должно быть что сказать – это главное, с чего стоит начать написание статьи. Первым шагом выбираем тему. В качестве примера я возьму тему: «Почему комментарии покупателей [к товарам в интернет-магазине] способствуют повышению продаж».

Определимся, что мы хотим сказать статьей и какая у статьи целевая аудитория. Можно вначале выбрать что сказать, а потом аудиторию, можно наоборот. Как правило, свою аудиторию вы хорошо знаете (если пишете для себя) или её описание пришлет заказчик (если вы пишете текст на заказ). В нашем случае целевой аудиторией будут являться владельцы интернет-магазинов, которые заинтересованы в росте продаж. А говорить мы будем о пользе отзывов к товарам.

У нас есть тема, сообщение и аудитория. Теперь давайте рассмотрим стиль подачи. Можно написать аналитическую статью, статью, которая будет призывать к чему-либо, информационную статью, статью, основанную на исследовании или комбинированную статью, которая будет содержать элементы нескольких статей. Для нашего примера лучше выбрать статью, основанную на результатах исследования.

Изучим информационное поле. Нам нужно понимать, какая информация существует по этой теме, какие уже опубликованы статьи, научные работы, исследования, книги и пр. Можете включать в статью ссылки на авторитетные сторонние ресурсы, если они подкрепляют выбранную точку зрения. При исследовании учитывайте все точки зрения, в том числе и противоположные.

Если все авторы пишут примерно в одном направлении, подумайте, не можете ли вы занять альтернативную позицию. Например, большинство экспертов может настаивать на том, что отзывы к товарам должны писать только реальные покупатели. Вы можете рекомендовать владельцу интернет-магазина написать отзывы самостоятельно, если товар новый и его еще никто не купил, и уже потом заменить их на отзывы настоящих покупателей.

Еще по теме:  Сторителлинг: исчерпывающее руководство

Чтобы статья стала популярной, она должна хотя бы немного изменить жизнь читателя к лучшему. Изменения не происходят сами собой, читатель должен предпринять для этого определенные действия и статья должна его мотивировать. Целью нашей статьи будет побудить владельца интернет-магазина разослать письма существующим покупателям с просьбой написать отзывы на купленные товары. Мы также можем рекомендовать ему составить отзывы на новые товары самостоятельно или заказать их у копирайтера.

Итак, у нас есть что сказать, мы выбрали цель статьи и знаем кто будет её читать. Мы определились со стилем подачи и изучили всю информацию по теме статьи. Пришло время составить план статьи.

Структура плана статьи во многом зависит именно от выбранного стиля подачи. Для статьи, основанной на результатах исследования, необходимо привести краткий обзор этих исследований и показать как их можно использовать для достижения заявленной цели. План нашей статьи мог бы выглядеть так:

  • Почему отзывы влияют на продажи
  • Какие существуют эксперты/ внешние источники
  • Что говорят эксперты/ пишут внешние источники
  • Примеры, ваш личный опыт использования отзывов
  • Технические аспекты получения отзывов
  • Психологические аспекты получения отзывов
  • Редактирование, обработка и публикация отзывов
  • С чего начать работу с отзывами

Если краткого плана не достаточно, можно расписать каждый пункт более подробно. Например, так:

Почему отзывы влияют на продажи:

  • Уменьшают неопределенность (решают проблему выбора)
  • Снижают видимость рисков (решают проблему возможной потери)
  • Задействуют стадный эффект (решают проблему удовлетворения покупкой)

Чтобы проверить, готовы ли вы приступить к написанию статьи, напишите заголовок и лид. Это основные элементы для захвата и удержания внимания читателя. Заголовок и лид – это квинтэссенция статьи, её «выжимка», поэтому если вы испытываете трудности при их написании, вы будете испытывать трудности и при написании целой статьи. Придумывайте заголовок до тех пор, пока не останетесь полностью довольны. То же касается и лида – он должен поддерживать заголовок, быть интересным и информативным.

Еще по теме:  Как с одного взгляда узнать хороший текст

Если написание заголовка и лида не вызвало затруднений — пора закончить работу над планом статьи и приступить к письму.

Комментариев: 2

  1. Иван

    Я далеко не писатели и у меня даже немного не тот тип мышления. Всегда отдавал предпочтение точным наукам, точнее не я отдавал, а просто мне они даются проще. Но с недавних пор завел свой блог, и хотелось бы писать статьи действительно качественны. Не допустить грамматические ошибки помогает Майкрософт Ворд, но это не то. Куда важнее сам стиль написания.
    Просмотрел несколько ваших статей, и удивляюсь. Вы пишите относительно о скучном, а выходит часто интересней, чем мои статьи о интересном))

    Очень плохо, что правила оптимизации под поисковые системы делают некие рамки. К примеру тот же заголовок мне важнее назвать не оригинально и интересно, а в соответствии с тем, что вводят люди в строку поиска.

  2. Озма

    Я тоже часто пишу планы для статей, а потом уже сами статьи. Это все равно как садишься в лодку и смотришь на противоположный берег, чтобы понять, куда и как нужно грести. Если этого не сделать, потратится много времени и сил, а к берегу можно так и не пристать.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!