Как начать работу над книгой

Хочу поделиться с вами рекомендациями по написанию книги, которые я узнал из книг Дэна Пойнтера [Dan Poynter]: Dan Poynter's Self-Publishing Manual: How to Write, Print and Sell Your Own Book, Dan Poynter's Self-Publishing Manual, Volume 2: How to Write, Print and Sell Your Own Book, Is There a Book Inside You?: Writing Alone or with a Collaborator, Writing Nonfiction: Turning Thoughts into Books.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи часто звучит утвердительно. Действительно, если вы решили или только хотите написать книгу, то она у вас, конечно, есть внутри.

Перед начинающим автором обычно возникает две большие проблемы: начать работу над книгой и как организовать свою работу. И Дэн Пойнтер отвечает на эти вопросы не совсем так, как мы привыкли это слышать.

Итак, с чего же начать работу над новой книгой? С покупки обычной папки с прозрачными файлами. Скажу по своему опыту, лучше покупать папку с максимальным количеством прозрачных файлов. Если такой папки не найдется, то можно приобрести папку со скоросшивателем (лучше выбрать евро-вариант, с четырьмя скобами) и пачку прозрачных фалов.

Работаем над обложкой

Приклейте один прозрачный файл на переднюю обложку папки, а второй — на заднюю. Затем возьмите блокнот или тетрадь формата книги и отправляйтесь в книжный магазин. Попросите продавца показать вам самые продающиеся книги в той области, в которой вы собираетесь писать. Возьмите бестселлеры и перерисуйте их передние и задние обложки в свой блокнот. Уделяйте внимание заголовку (как он написан, его оформлению) и изображениям, которые размещены на обложках. Обязательно перенесите в свой блокнот схему расположения информации на задней обложке и оформление корешка.

Еще по теме:  Контент-маркетинг: новые методы привлечения клиентов

Верните книги на полки и отправляйтесь домой. Вырвите листы с эскизами из блокнота и на их основе составьте макет вашей передней и задней обложек. Если нужно, сходите в магазин еще раз, чтобы проверить, что вы ничего не упустили. Если все в порядке — отдавайте дизайн обложки в работу дизайнеру. Если денег не много, то поищите исполнителя на Fiverr, если располагаете небольшой суммой, то лучше разместить заказ на 99designs.

Работаем над содержанием

Это оказалось для меня самым неожиданным. Надо начать не с основной части книги, а со вспомогательной информации.

Заполните выходные данные книги (получите и укажите коды ISBN, ББК и КБК), укажите свой авторские права, составьте список используемой литературы и рекомендуемых к прочтению книг и ресурсов. Всю информацию пишите от руки или распечатывает на принтере и вставляйте в файлы папки. В результате такой работы у вас получится порядка десятка страниц перед основным содержанием и от десяти до пятидесяти страниц после основного содержания. Итого шестьдесят страниц, и это при том, что вы еще не приступали к основному содержанию.

Распечатайте название каждой главы или раздела на отдельном листе и вставьте их в файлы, оставив между ними по дюжине пустых прозрачный файлов. В них вы будете добавлять информацию по ходу работы над книгой. Теперь дело за малым — носите эту папку всегда с собой и как только у вас возникнет идея — записывайте ее на листе бумаги и вставляйте этот лист в файл. Можно дописывать идеи на существующие листы, если там есть свободное место.

Через месяц, при условии, что вы будете всегда носить эту папку с собой, у вас будет на руках достаточно материала для того, чтобы превратить его в книгу, которую можно отправить в издательство или издать самостоятельно.

Комментариев: 12

  1. Татьяна

    Абсолютно не поняла. Т.е. вместо того, чтобы действительно писать книгу, лучше ходить по книжным и срисовывать обложки?:)) Звучит как ред, извините, если резко.

  2. Алтынбек

    Интересный метод))
    Обложки книг можно сфотографировать — так проще.

  3. Николай Мащенко

    Вместо того, чтобы начинать сразу писать книгу, Пойнетр рекомендует начать с обложки. И предлагает для этого какой-то метод.

    Например, можно же сказать так: вместо того, чтобы написать коммент по делу, вы написали какую-то ерунду. Зачем? Чтобы показать что? Что вы лучше Пойнтера знаете как писать книгу? Тогда напишите об этом статью.

    Видите, вам неприятно. Я специально написал так, чтобы было неприятно.

    Но так же неприятно и автору этой статьи. Ибо совершенно четко написано, что просто книгу надо начинать с обложки. Не ВМЕСТО того, чтобы писать книгу, а просто – книгу надо начинать с обложки.

    Можно и по-другому её писать. Можно писать “по-инфобизнесовому” – надиктовать её в диктофон, потом транскрибировать, и вот вам “книга”.

    Любая проверенная методика достойна уважения, на мой взгляд. Тем более Пойнтера. Пусть даже и пересказанная Сашей. Который, кстати, написал две книги как минимум.

    А сколько книг написали вы? Я, вот, тоже не написал ни одной книги.

  4. Татьяна

    Я выразила свое мнение (они же не все должны быть положительны?). Мнение, которое заключается в том, что представленный метод более чем странный. Лично к автору статьи это не относится, более того, я сразу извинилась, на тот случай, если бы автору мой тон показался резким. Когда пишешь статью, и тем более книгу, надо быть готовым к разным мнениям.

  5. Николай Мащенко

    Действительно, когда что-то пишешь (или вообще что-то делаешь), надо быть готовому к разным мнениям.

    Большинство из этих “мнений”, кстати, спокойно можно игнорировать. Ибо на каждого делающего найдется стопицот “критикующих”.

    То есть Саша спокойно может игнорировать ваше мнение. И моё. А вы, делая что-то, спокойно можете игнорировать еще чье-то мнение.

    Как говорил Ден Кеннеди, критику надо умножать на два коэффициента. Первый – это сколько денег этот человек заплатил лично вам. Второй – это сколько денег заработал этот человек.

    Тот, кто платит нам – имеет право выражать свое мнение. Тот, кто богат (обычно в западном понимании этого слова, то есть не украл и стал богат, а заработал сам) – к мнению того стоит прислушаться. Вдруг дельные вещи говорит?

    А мнение всех остальных можно смело умножать на ноль. Ну, разве что, разумно прислушаться к мнению признанных профессионалов.

    Таким образом, Саша правильно сделает, если умножит на ноль и мое мнение, и ваше. Денег Саше мы заплатили (если и заплатили) – три копейки. Профессионалами в написании книг не являемся. Сами люди небогатые.

    В общие, обыкновенные “комментаторы из интернета”. Которые “знают, как правильно”. Зачем их слушать-то? ))

  6. Татьяна

    Честно говоря, не очень понятно, по какому поводу вы так раздражены. Мне не понравилась не статья Александра (к ней претензий нет никаких), а сам пересказанный метод.
    Ваша точка зрения про то, что оставлять комментарии на этом сайте могут только изданные авторы успешных книг, мне понятна:))

  7. Светлана

    Вероятно автор книги хорошо знаком с методами проективной психологии, которые решил “отработать” в своей сфере. Книга еще до ее написания у него “как бы” уже есть (физически, в виде папки с файлами), дело остается за немногим – заполнить пустые файлы. Говорят, что работает, но сама не пробовала)

  8. Александр Гришин

    Да, меня тоже это заинтересовало, именно то, что в руках “уже имеется” прообраз, макет книги, который при помощи не творческой энергии, а механическими действиями превращается в готовую книгу.

    Конечно, творческая энергия присутствует, но при этом она не пугает, так как предстоящие действия просты и понятны: нарисовать макет обложки, вставить разделы для глав, наполнять пустые слайды. Эта рутина смещает вектор внимания с ожидания музы и, как пишет Дэн Пойнтер, должно ускорить процесс.

    Сам не пробовал, но хочу так сделать.

  9. Александр Гришин

    У каждого из нас есть внутри книга и каждый из нас уже является успешным автором, так как пишет, по крайней мере одну книгу: историю своей жизни. При этом не так важно, опубликована хотя бы одна книга или нет.

    Дэн Пойнтер человек с интересной судьбой и карьерой. Он начал свою авторскую карьеру с того, что написал книгу про парашюты и парашютный спорт. Он сам увлекался прыжками с парашютом и хотел больше узнать по этой теме. Но нигде не мог найти нужную информацию.

    Как я понял из его книг, в которых он пересказывает разные части своей истории, он собирал вырезки из газет и журналов в папку и когда ему в голову пришла идея написать книгу он понял, насколько это удобно — использовать папку как централизованное место для хранения и упорядочивания собранной информации.

    Он не был, что называется, профессиональным автором, поэтому не знал как оформить обложку. И он стал ходить по магазинам и смотреть как оформлены обложки других книг по авиационной тематике. И опять же, когда он стал автором-милионером, то он поделился с нами в своих книгах этим способом использования папки.

    Конечно, прошло много времени, сейчас есть программы для письма, программы для сбора и классификации информации и прочие программы для чего угодно, но мне показалось, что иногда, особенно когда внутри вас есть книга, которая так и рвется на свободу, может помочь простая папка с прозрачными файлами.

  10. Александр Гришин

    Да, проще. Но как я понял автора, он специально избегает использования компьютера и гаджетов, чтобы сделать процесс написания и подготовки книги максимально ручным.

  11. Валентин

    Интересная статья, Александр! Но, еще более интересными оказались коментарии к ней )))
    Помнится, друзья, в одном из своих интервью, Эннио Морриконе, на вопрос журналиста “Как Вам удается сочинять такие замечательные произведения?”, ответил: – “Это очень просто – я знаю, ЧТО в итоге должно получиться!”.

    Выходит, рецепт успеха это ни какое не вдохновение, а просто четкий план ваших действий! И если у Вас есть хороший план, то и результат будет соответсвующим…

    Кстати, ранее Александр уже предлагал этот метод для написания статьи – “сначала составляем план будущей статьи, а уж затем пишем ее “тело”, естественно придерживаясь этого плана…

    Отличный совет, друзья! Я применил его его к своей практике и остался очень доволен. Результат – четкое попадание в намеченную цель, вместо традиционного расстекания мыслями по древу…

    Теперь, коллеги, если я буду писать книжку, то начну неприменно с обложки! )))

  12. зоя

    Необычный способ создания книги. Я вот свою почти написала, на правовую тему, в популярном изложении. Осталось, не считая редактирования, обработать приложение – необходимые образцы документов, комментарии. Но это – такая скучная работа, с минимумом творческого элемента, что уже полгода к работе на возвращалась, если не больше.
    А если бы начала с этого, самого неинтересного, уверена, результат уже получился другой. Ведь по окончании творческой работы все самое нудное уже было бы сделано. Идея мне понравилась. Она помогает структурировать порядок работы над книгой. Когда есть завершение, более понятно, что от тебя требуется в тот или иной момент работы.
    Хождение по книжным магазинам, перерисовывание обложек и т. п. – настраивает на работу и создает уверенность, что такую же книгу можешь написать и ты. Не знаю, может, прагматикам, людям без полета мысли это и не подойдет. А тем, кто с творческой жилкой – очень даже может быть полезно.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!