Начинающие копирайтеры, журналисты и предприниматели часто задают один и тот же вопрос: как быстро стать профессионалом в выбранном деле, как стать заметным среди множества конкурентов и как зарабатывать больше. У меня есть несколько правил, работоспособность которых я проверил на себе.
Начните с распорядка дня
Вставайте как можно раньше. Будьте реалистичны — не надо заводить будильник на шесть часов утра, если вы «сова», но просыпаться в час дня — поздно.
Когда мы работаем с клиентами мы вынуждены подстраиваться под их распорядок дня. Большинство хорошо платящих бизнесменов следует традициям — ранний подъем и высокая деловая активность в первой половине дня.
Если вы хотите, чтобы ваш вопрос был решен и решен положительно — задавайте его как можно раньше. Утро практически всегда является синонимом хорошего настроения и шансов на положительный ответ гораздо больше.
Не отвечайте на письма и звонки после восьми вечера и в выходные1. В противном случае клиенты быстро сядут вам на шею.
Пересмотрите свое отношение к телефону
В России нельзя обойтись только электронной почтой. Приготовьтесь к тому, что вам придется много говорить по телефону.
Используйте отдельный телефон для рабочих переговоров. Приобретите на него безлимитный тариф и отключите все другие опции. Ваша задача сделать этот номер максимально доступным.
Не допускайте отключения номера. Обязательно настройте переадресацию на голосовую почту в том случае, если вы недоступны и запишите персональное приветствие с извинениями и обещанием перезвонить. Клиент всегда должен чувствовать, что вы доступны. Не пугайте его своими исчезновениями.
Выучите две фразы: приветствие на входящий звонок и ваше представление при исходящем звонке. Запишите каждую из них, послушайте как они звучат. Внесите изменения, если потребуется и заучите их. Профессиональный ответ на звонок и умение представить себя творят чудеса, проверьте самостоятельно.
Всегда перезванивайте клиенту
Если вы отправили письмо и ждете ответа от клиента — не надейтесь, что он ответит по электронной почте. Перезвоните ему. Чтобы чувствовать себя комфортно во время звонков, продумайте заранее список причин вашего звонка. Например, чтобы удостовериться, что письмо получено, что его прочел руководитель, что все в письме понятно и все файлы открываются.
Звоните клиенту, когда он оплатил счет, когда вы выполнили работу, когда получили письмо с новым заданием. Не бойтесь надоесть своими звонками. Если клиент почувствует, что вас «слишком много» он станет звонить сам или предложит активнее использовать электронную почту.
Держите свое слово
Пообещали сделать в среду — делайте. Готово в понедельник, ждите вторника и отправляйте. Клиент должен привыкнуть к вашему ритму работы. Если ритм работы меняется — предусмотрите его сглаживание, оперируя своими обещаниями. Если вы занимаетесь творческой работой, всегда прибавляйте день (неделю, месяц) к дате обещания, которую вы вот-вот собираетесь произнести. Это снизит стрессы и позволит вам быстрее заработать репутацию ответственного партнера.
Если сделать то, что вы пообещали сделать, невозможно — все равно делайте, не останавливайтесь. Делайте даже в том случае, если это принесет вам убытки. Деньги — ничто по сравнению с репутацией.
Работайте в узкой нише минимум год
Эту рекомендацию сложно выполнить, так как клиентам не прикажешь заказывать у вас то, на чем вы специализируетесь. Будет достаточно, что вы будете писать, говорить и стараться работать в своей выбранной нише. Не отказывайтесь от выгодных заказов и не берите все подряд, помните про свою специализацию.
Когда в 2002 году я создал editor.ru, то мы работали над написанием инструкций к биологически активным добавкам, которые в то время переживали в России бум. Изредка попадались заказы на написание коммерческих предложений и нейминг, основным при этом оставались инструкции. Позже к ним прибавились инструкции по эксплуатации бытовых приборов. Через год клиентская база выросла, клиенты рекомендовали нас друг-другу. Разговор с каждым клиентом вскрывал их нужды и постепенно в списке услуг editor.ru появились рекламные тексты, пресс-релизы, сценарии мероприятий, личный PR и прочие услуги, которые сейчас оказывает проект TextEdit.
Не бойтесь потерять клиентов
В самом начале своей деятельности я выявил одну закономерность — если клиент обращался ко мне как к первому копирайтеру, то с ним всегда были проблемы. То ему тексты не нравились, то смущала стоимость работ и он начинал торговаться. Если же клиент приходил, попробовав сделать заказ у кого-либо еще, то он вел себя идеально.
Последние несколько лет, до тех пор пока я не перестал писать для клиентов, мой первый вопрос звучал примерно так: «Вы уже обращались к другим копирайтерам?» Если ответ был положительный, мы начинали работать. Если клиент собирался первый раз работать с копирайтером, то слышал примерно следующее: «Не каждый клиент может работать со мной. Мои услуги стоят дорого. Я не даю возможности выбора и не переписываю тексты — вы оплачиваете тот материал, что я пришлю вам первый и единственный раз. Вы вносите 100% стоимости работ, в случает вашего отказа от сотрудничества вам ничего не возвращается. Рекомендую вам, прежде чем заказывать у меня, заказать тексты в другом месте.»
90% клиентов возвращалось и рекомендовало своим друзьям, коллегам и партнерам. Я благодарен тем 10%, что не вернулись — это были не мои клиенты2.
Бдагодарю за бесплатные ценные советы, они, действительно, правильные, верные.
С удовольствием читаю ваш журнал, отбираю для себя интересный и полезный материал.
Спасибо. Как всегда очень полезно. На счёт телефона полностью согласен, но не очень люблю общаться с клиентами по телефону. Потому и не могу взять в привычку звонки по разным поводам. Вот и получается, что макет отправлен, а его не посмотрели :(
<<Если сделать то, что вы пообещали сделать, невозможно — все равно делайте, не останавливайтесь. Делайте даже в том случае, если это принесет вам убытки. Деньги — ничто по сравнению с репутацией.
Подпишусь тут двумя руками
А вот по поводу работы в узкой нише скажу по собственному опыту – этот пункт можно опустить. Сделать себе имя можно занимаясь тем, что получается. И если получается всё подряд, то вполне можно брать и делать все подряд. С одним лишь условием – делать хорошо.
Спасибо.
Особенно было интересно почитать про потерю клиента. Не ожидал, что такой большож процент клиентов возврашается.
Как же Вы правы ))
>>Не отвечайте на письма и звонки после восьми вечера и в выходные. В противном случае клиенты быстро сядут вам на шею.
>>Если вы занимаетесь творческой работой, всегда прибавляйте день (неделю, месяц) к дате обещания, которую вы вот-вот собираетесь произнести.
>>Если сделать то, что вы пообещали сделать, невозможно — все равно делайте, не останавливайтесь. Делайте даже в том случае, если это принесет вам убытки. Деньги — ничто по сравнению с репутацией.
Вот эти правила (а последнее — особенно) вообще бесценны для начинающих и сомневающихся :) Спасибо
О да, старые добрые истины.
Как они помогают в деле. Особенно последний совет.
Знаю многих людей, которые теряя клиента впадают в панику.
Как говориться, свято место не бывает пусто, так и здесь. Ушел один клиент. будет значит другой. Такова природа мира.
Еще одну не маловажную вещь хотел бы заметить.
Как правила, у начинающего менеджера есть одна ошибка. Это когда он находясь в поисках клиента, начинает выбирать наиболее перспективных с его точки зрения клиентов. Других же просто отметает в сторону. Вот как раз отсюда и возникают депрессии по поводу потери клиента. А ведь правда, столько уверенности было, что закажет именно тот клиент, и ставка была сделана именно на него. А выяснилось, что все как раз и наоборот.
Нас, когда учили активным продажам, сразу с первых дней учили, что если у вас стоит выбор между клиентами, то выбирайте того у которого по вашему меньше шансов. По крайней мере если он и сорвется, то вам не так обидно будет.
Звонки и ранние подъемы — для тех, кто плотно работает с офлайном. Если большая часть клиентов такие же люди Сети, то свободой фрилансера жертвовать не хочется:).
Насчет нишевости обеими руками и ногами за. И необязательно потом нишу расширять — можно и оставаться в ней профи, взбираясь на недоступную конкурентам площадку. Единственное — ниша должна быть перспективной и не должна «душить».
По условиям работы — я считал строгими свои правила — не более двух правок (или за доплату), предоплата (50%) не возвращается. Но Вы, Александр, снова недостижимы:).
Благодарю Вас за интересную статью!
Особенно ценным для себя считаю советы по пользованию телефоном. Сейчас клиенты завязаны на моем личном мобильном, а это крайне не удобно: начинают звонить в не рабочее время, даже ночью :-) Возникает дилема – не взять трубку не вежливо, с другой стороны банально воспринять и адекватно ответить клиенту лично я могу, к сожалению не круголосуточно…
Иду покупать новый телефон.
Да статья действительно интересная. А то уже совсем заскучал бессмысслено лазя по интернету.
спасибо за хорошую информацию!
“…даже в том случае, если это принесет вам убытки” – согласен на 100%. Репутацию не купишь ни за какие деньги. Зато, если зарекомендуете себя как надежного и ответственного человека, проблем с заработком не возникнет. Клиенты сами будут вас искать.
Дело в том, что в мире бизнеса все наровят кого то обмануть или развести. Т.е. по поводу использования вообще можно рассказывать story / Главное понять самому, что это кому то нужно и твоя услуга не пропадет.
Последний раздел особенно интересен. Тоже стараюсь работать по 100% предоплате, но никогда не спрашивал, первый ли раз заказчик обращается к копирайтеру. Смысл в этом есть, надо будет попробовать :)
Отличные советы. Многие из них взяла себе на вооружение. Особенно про безлимитный тариф.
Александр,
большое спасибо! Снова радуете полезными советами.
Самое интересное, что, когда у меня появился более-менее стабильный поток заказов, я вдруг поймал себя на том, что начал вставать рано. Это произошло как-то само собой, что ещё раз доказывает, что так удобнее.
Очень понравился последний совет. Начинающий копирайтер действительно очень держится за каждого клиента. Чем раньше получится осознать, что “их много, а я – один”, тем стремительней вырастет заработок (и тем стабильнее он будет). Хотя опять-таки – такое отношение к клиенту должно быть не пустыми понтами, а следствием опытности.
Ещё раз большое спасибо за статью!
спасибо за советы кое-что возьму на вооружение. Так то вроде бы все правильно стараюсь делать. Но не всегда получается много зависит от душевного состояния, иногда просто не могу сосредоточиться. Что могу сказать будем работать над собой.
Статья действительно хорошая, полезные советы, особенно о том что не нужно брать трубку после восьми вечера и в выходные. Я раньше об этом не задумывался, но теперь лучше так буду и делать
Слишком общие советы, все гораздо проще, есть понятие “профессионализм” – надо к этому стремиться.
Обычные прописные истины, все знают, но не все выполняют, а возможно просто забывают. Сам читаю и понимаю, как будто всё знакомо, но ловлю себя на мысли, что далеко не всегда придерживаюсь этих принципов.
Спасибо, что напомнили:)
интересная закономерность выявлена с новичками заказчиками, приму к сведению)
Репутация действительно важнее денег – это хороший признак роста!
Ну да, согласен с Русланом. Давай еще че-нить в таком духе, автор!
Самое главное это внутренний настрой, надо начинать с себя и всё у Вас получится…
Деньги это пустое место если нет ума,первый очередь нужно заняться интеллектом,а всё другое зависит от этого
Все правильно написали, грамотные советы и все в тему.
Хорошие советы. Сделать себе имя очень сложная задача. Пару ошибок и потом долго будешь восстанавливать доверие клиентов. Спасибо за отличный ресурс!
Спасибо, отличная статья!
Спасибо за статью, Александр =)