Хороший текст — это текст, который выполняет свою задачу. Рекламный текст продает, пресс-релиз привлекает внимание журналиста, статья в отраслевом журнале вызывает интерес у потенциального клиента.
Такую оценку текста можно получить только после публикации. Иногда проверку публикацией провести нельзя и требуется простой способ определить качество только что написанного текста. Одним таким приемом я пользуюсь каждый день.
Не надо тратить время на чтение
В 95% случаев клиент уже имеет тексты, написанные самостоятельно, другим копирайтером или журналистом. Мне требуется взглянуть на текст всего раз, чтобы, даже не читая материала, перечислить все претензии клиента к существующему тексту.
Вот как это делается. Вы берете распечатанный на листе формата А4 текст и держите его на вытянутой руке. Удерживайте лист вертикально за его нижнюю часть. Как вариант, можно положить лист на стол и встать, чтобы увеличить расстояние до него. После этого надо прищурить глаза, чтобы буквы слились в строчки.
Хороший текст будет выглядеть примерно так:

Со временем вы сможете не держать лист на расстоянии и не прищуривать глаз — поняв принцип, можно обойтись без эффектных манипуляций. Если вы артистичны, то проделывайте все эти шаги каждый раз при встрече с клиентом — это оставляет у клиента хорошее впечатление :-)
Форматирование текста передает логику повествования
Хороший текст имеет четкую логическую структуру. Стиль, ритмика, метафоры, языковые обороты и конструкции не так важны, как логика. Читатель должен понимать о чем идет речь каждую секунду чтения. Как только логика пропадает, читатель «подвисает», его внимание рассеивается и, с очень большой долей вероятности, он прекратит чтение.
Каждый абзац должен передавать одну мысль, излагать один факт, рассказывать об одной проблеме, связанные с общей темой текста. В свою очередь, общая тема задается в заголовке, поддерживается в лиде и полностью раскрывается в финальном абзаце.
Когда мы пишем сплошной текст, не разбиваем его на абзацы, то практически всегда сбиваемся с логики повествования. Одновременно мы затрудняем читателю восприятие текста — один большой массив текста отпугивает современного читателя.
Практикуйтесь, чтобы закрепить навык
В следующий раз, когда возникнет необходимость написать рекламный текст или статью, — перечитайте этот пост. Используйте пустую строку в качестве разделителя для абзацев. Со временем выработается навык и двойное нажатие клавиши Enter будет давать сигнал подсознанию о переходе к следующему факту, мысли, аргументу или проблеме.
Через неделю практики вернитесь к этой статье и поделитесь результатами в комментариях. Читателям и мне будет интересно узнать ваш опыт.
Не совсем согласна с автором.
Оформление текста очень важно. Согласна.
Однако текст может быть красиво оформлен и структурирован, но абсолютно нелогичен и непонятен с точки зрения смысла. И такой текст сложнее исправить, чем поправить логичный текст, не разделенный на абзацы.
Елена, как редактор Вы правы. Тексты проще править, если они не структирированы автором. Опытный журналист, копирайтер – должен использовать разделение на абзацы. Проверял на своих статьях, которые писал на русском и английском языках.
Отличные советы, Александр! Мне не понятна логика определения качества текста по внешнему виду страницы (да еще и с прищуром!)?
@marinagaltchina: определение качества текста по внешнему виду – это самый быстрый способ оценить логику изложения. Прищуриваться нужно, чтобы не замечать слов и предложений.
А я не по теме выскажусь :)
Александр, у вас всегда просто отличные иллюстрации к статьям!
Лиля, спасибо. Подбор фотографии к статье – отдельный процесс :-) Зачастую такой же увлекательный и творческий как написание самой статьи.
С большим удовольствием читаю все Ваши статьи Александр! Спасибо!
Я не спец и ничего не знаю о правилах – делаю все чисто интуитивно… :-)
Поэтому, Ваши советы для меня очень полезны… Спасибо!!!
Интересно, а на сколько важен текстовый редактор, который используется для написания статьи? Или это совершенно не важно?
Влад, считаю, что редактор имеет значение. Даже на Хабре статью написал на эту тему: http://agr.habrahabr.ru/blog/93664/
Комментарий к статье с Хабра можно оставить здесь, к этому посту, если у вас нет возможности прокомментировать там.
Тоже не согласен. Это важный момент, но не решающий. Удобство налицо, а содержание? Стиль у всех разный и не все в рамках схемы могут его передать. Также верно и обратное утверждение, абракадабра в рамках стиля, тоже не вызовет восторга.
Читаю ваш сайт и очень рад, что есть такой полезный ресурс, в котором очень много рекомендаций.
Радует также то, что вы сами даете пример к работе:пишете текста правильно и даете надлежащие примеры.
Спасибо вам!
Андрей, вам спасибо, что читаете.
Текст с прищуром? На расстоянии? Попробую…
Статья, ведь не стихи, зачем ей эти правила. Главное смысл, и не надо усложнять себе и читателю жизнь?
Ваши статьи, Александр, приятны для восприятия, поэтому соглашусь с данным постом. Даже то обстоятельство, что размер шрифта у Вас больше, чем на большинстве сайтов, говорит о том, что вы работали над этим вопросом.
Спасибо. Действительно, мы с дизайнером Виктором Щербаковым всегда думаем о читателях с точки зрения восприятия информации. Важен не только дизайн сайта, размер шрифта критически важен. Особенно, если основу сайта составляют именно тексты.
На мой взгляд форматирование и структурирование ОЧЕНЬ важно. И сейчас это начинает понимать все больше заказчиков…