Как с одного взгляда узнать хороший текст

Как с одного взгляда узнать хороший текст

Хороший текст — это текст, который выполняет свою задачу. Рекламный текст продает, пресс-релиз привлекает внимание журналиста, статья в отраслевом журнале вызывает интерес у потенциального клиента.

Такую оценку текста можно получить только после публикации. Иногда проверку публикацией провести нельзя и требуется простой способ определить качество только что написанного текста. Одним таким приемом я пользуюсь каждый день.

Не надо тратить время на чтение
В 95% случаев клиент уже имеет тексты, написанные самостоятельно, другим копирайтером или журналистом. Мне требуется взглянуть на текст всего раз, чтобы, даже не читая материала, перечислить все претензии клиента к существующему тексту.

Вот как это делается. Вы берете распечатанный на листе формата А4 текст и держите его на вытянутой руке. Удерживайте лист вертикально за его нижнюю часть. Как вариант, можно положить лист на стол и встать, чтобы увеличить расстояние до него. После этого надо прищурить глаза, чтобы буквы слились в строчки.

Хороший текст будет выглядеть примерно так:

Визуальный паттерн статьи

Со временем вы сможете не держать лист на расстоянии и не прищуривать глаз — поняв принцип, можно обойтись без эффектных манипуляций. Если вы артистичны, то проделывайте все эти шаги каждый раз при встрече с клиентом — это оставляет у клиента хорошее впечатление :-)

Форматирование текста передает логику повествования
Хороший текст имеет четкую логическую структуру. Стиль, ритмика, метафоры, языковые обороты и конструкции не так важны, как логика. Читатель должен понимать о чем идет речь каждую секунду чтения. Как только логика пропадает, читатель «подвисает», его внимание рассеивается и, с очень большой долей вероятности, он прекратит чтение.

Каждый абзац должен передавать одну мысль, излагать один факт, рассказывать об одной проблеме, связанные с общей темой текста. В свою очередь, общая тема задается в заголовке, поддерживается в лиде и полностью раскрывается в финальном абзаце.

Еще по теме:  Фотосток как источник вдохновения

Когда мы пишем сплошной текст, не разбиваем его на абзацы, то практически всегда сбиваемся с логики повествования. Одновременно мы затрудняем читателю восприятие текста — один большой массив текста отпугивает современного читателя.

Практикуйтесь, чтобы закрепить навык
В следующий раз, когда возникнет необходимость написать рекламный текст или статью, — перечитайте этот пост. Используйте пустую строку в качестве разделителя для абзацев. Со временем выработается навык и двойное нажатие клавиши Enter будет давать сигнал подсознанию о переходе к следующему факту, мысли, аргументу или проблеме.

Через неделю практики вернитесь к этой статье и поделитесь результатами в комментариях. Читателям и мне будет интересно узнать ваш опыт.

Комментариев: 17

  1. Заливочкина Елена

    Не совсем согласна с автором.

    Оформление текста очень важно. Согласна.

    Однако текст может быть красиво оформлен и структурирован, но абсолютно нелогичен и непонятен с точки зрения смысла. И такой текст сложнее исправить, чем поправить логичный текст, не разделенный на абзацы.

  2. Александр Гришин

    Елена, как редактор Вы правы. Тексты проще править, если они не структирированы автором. Опытный журналист, копирайтер – должен использовать разделение на абзацы. Проверял на своих статьях, которые писал на русском и английском языках.

  3. marinagaltchina

    Отличные советы, Александр! Мне не понятна логика определения качества текста по внешнему виду страницы (да еще и с прищуром!)?

  4. Александр Гришин

    @marinagaltchina: определение качества текста по внешнему виду – это самый быстрый способ оценить логику изложения. Прищуриваться нужно, чтобы не замечать слов и предложений.

  5. Вежеватова

    А я не по теме выскажусь :)

    Александр, у вас всегда просто отличные иллюстрации к статьям!

  6. Александр Гришин

    Лиля, спасибо. Подбор фотографии к статье – отдельный процесс :-) Зачастую такой же увлекательный и творческий как написание самой статьи.

  7. Маргарита Фукс

    С большим удовольствием читаю все Ваши статьи Александр! Спасибо!
    Я не спец и ничего не знаю о правилах – делаю все чисто интуитивно… :-)
    Поэтому, Ваши советы для меня очень полезны… Спасибо!!!

  8. Влад

    Интересно, а на сколько важен текстовый редактор, который используется для написания статьи? Или это совершенно не важно?

  9. Александр Гришин

    Влад, считаю, что редактор имеет значение. Даже на Хабре статью написал на эту тему: http://agr.habrahabr.ru/blog/93664/

    Комментарий к статье с Хабра можно оставить здесь, к этому посту, если у вас нет возможности прокомментировать там.

  10. numinoross

    Тоже не согласен. Это важный момент, но не решающий. Удобство налицо, а содержание? Стиль у всех разный и не все в рамках схемы могут его передать. Также верно и обратное утверждение, абракадабра в рамках стиля, тоже не вызовет восторга.

  11. Андрей

    Читаю ваш сайт и очень рад, что есть такой полезный ресурс, в котором очень много рекомендаций.

    Радует также то, что вы сами даете пример к работе:пишете текста правильно и даете надлежащие примеры.

    Спасибо вам!

  12. Александр Гришин

    Андрей, вам спасибо, что читаете.

  13. lusiena

    Текст с прищуром? На расстоянии? Попробую…

  14. Виктор

    Статья, ведь не стихи, зачем ей эти правила. Главное смысл, и не надо усложнять себе и читателю жизнь?

  15. Iriska

    Ваши статьи, Александр, приятны для восприятия, поэтому соглашусь с данным постом. Даже то обстоятельство, что размер шрифта у Вас больше, чем на большинстве сайтов, говорит о том, что вы работали над этим вопросом.

  16. Александр Гришин

    Спасибо. Действительно, мы с дизайнером Виктором Щербаковым всегда думаем о читателях с точки зрения восприятия информации. Важен не только дизайн сайта, размер шрифта критически важен. Особенно, если основу сайта составляют именно тексты.

  17. Anonymous

    На мой взгляд форматирование и структурирование ОЧЕНЬ важно. И сейчас это начинает понимать все больше заказчиков…

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!