Как с одного взгляда узнать хороший текст

Хороший текст — это текст, который выполняет свою задачу. Рекламный текст продает, пресс-релиз привлекает внимание журналиста, статья в отраслевом журнале вызывает интерес у потенциального клиента.

Такую оценку текста можно получить только после публикации. Иногда проверку публикацией провести нельзя и требуется простой способ определить качество только что написанного текста. Одним таким приемом я пользуюсь каждый день.

Не надо тратить время на чтение

В 95% случаев клиент уже имеет тексты, написанные самостоятельно, другим копирайтером или журналистом. Мне требуется взглянуть на текст всего раз, чтобы, даже не читая материала, перечислить все претензии клиента к существующему тексту.

Вот как это делается. Вы берете распечатанный на листе формата А4 текст и держите его на вытянутой руке. Удерживайте лист вертикально за его нижнюю часть. Как вариант, можно положить лист на стол и встать, чтобы увеличить расстояние до него. После этого надо прищурить глаза, чтобы буквы слились в строчки.

Хороший текст будет выглядеть примерно так:

Визуальный паттерн статьи

Со временем вы сможете не держать лист на расстоянии и не прищуривать глаз — поняв принцип, можно обойтись без эффектных манипуляций. Если вы артистичны, то проделывайте все эти шаги каждый раз при встрече с клиентом — это оставляет у клиента хорошее впечатление :-)

Форматирование текста передает логику повествования

Хороший текст имеет четкую логическую структуру. Стиль, ритмика, метафоры, языковые обороты и конструкции не так важны, как логика. Читатель должен понимать о чем идет речь каждую секунду чтения. Как только логика пропадает, читатель «подвисает», его внимание рассеивается и, с очень большой долей вероятности, он прекратит чтение.

Каждый абзац должен передавать одну мысль, излагать один факт, рассказывать об одной проблеме, связанные с общей темой текста. В свою очередь, общая тема задается в заголовке, поддерживается в лиде и полностью раскрывается в финальном абзаце.

Еще по теме:  Как легко писать статьи

Когда мы пишем сплошной текст, не разбиваем его на абзацы, то практически всегда сбиваемся с логики повествования. Одновременно мы затрудняем читателю восприятие текста — один большой массив текста отпугивает современного читателя.

Практикуйтесь, чтобы закрепить навык

В следующий раз, когда возникнет необходимость написать рекламный текст или статью, — перечитайте этот пост. Используйте пустую строку в качестве разделителя для абзацев. Со временем выработается навык и двойное нажатие клавиши Enter будет давать сигнал подсознанию о переходе к следующему факту, мысли, аргументу или проблеме.

Через неделю практики вернитесь к этой статье и поделитесь результатами в комментариях. Читателям и мне будет интересно узнать ваш опыт.

Правила комментирования

Журнал «Редактор» создан для читателей, поэтому обсуждения статей приветствуются. В комментариях не допускаются ругательные, оскорбительные или негативно-оценочные высказывания в отношении читателей, участников обсуждения, авторов статей и редакции. В комментариях запрещено размещать ссылки на сторонние сайты. Все комментарии проходят постмодерацию выпускающего редактора.

Комментариев: 17

  1. Заливочкина Елена

    Не совсем согласна с автором.

    Оформление текста очень важно. Согласна.

    Однако текст может быть красиво оформлен и структурирован, но абсолютно нелогичен и непонятен с точки зрения смысла. И такой текст сложнее исправить, чем поправить логичный текст, не разделенный на абзацы.

  2. Александр Гришин

    Елена, как редактор Вы правы. Тексты проще править, если они не структирированы автором. Опытный журналист, копирайтер – должен использовать разделение на абзацы. Проверял на своих статьях, которые писал на русском и английском языках.

  3. marinagaltchina

    Отличные советы, Александр! Мне не понятна логика определения качества текста по внешнему виду страницы (да еще и с прищуром!)?

  4. Александр Гришин

    @marinagaltchina: определение качества текста по внешнему виду – это самый быстрый способ оценить логику изложения. Прищуриваться нужно, чтобы не замечать слов и предложений.

  5. Вежеватова

    А я не по теме выскажусь :)

    Александр, у вас всегда просто отличные иллюстрации к статьям!

  6. Александр Гришин

    Лиля, спасибо. Подбор фотографии к статье – отдельный процесс :-) Зачастую такой же увлекательный и творческий как написание самой статьи.

  7. Маргарита Фукс

    С большим удовольствием читаю все Ваши статьи Александр! Спасибо!
    Я не спец и ничего не знаю о правилах – делаю все чисто интуитивно… :-)
    Поэтому, Ваши советы для меня очень полезны… Спасибо!!!

  8. Влад

    Интересно, а на сколько важен текстовый редактор, который используется для написания статьи? Или это совершенно не важно?

  9. Александр Гришин

    Влад, считаю, что редактор имеет значение. Даже на Хабре статью написал на эту тему: http://agr.habrahabr.ru/blog/93664/

    Комментарий к статье с Хабра можно оставить здесь, к этому посту, если у вас нет возможности прокомментировать там.

  10. numinoross

    Тоже не согласен. Это важный момент, но не решающий. Удобство налицо, а содержание? Стиль у всех разный и не все в рамках схемы могут его передать. Также верно и обратное утверждение, абракадабра в рамках стиля, тоже не вызовет восторга.

  11. Андрей

    Читаю ваш сайт и очень рад, что есть такой полезный ресурс, в котором очень много рекомендаций.

    Радует также то, что вы сами даете пример к работе:пишете текста правильно и даете надлежащие примеры.

    Спасибо вам!

  12. Александр Гришин

    Андрей, вам спасибо, что читаете.

  13. lusiena

    Текст с прищуром? На расстоянии? Попробую…

  14. Виктор

    Статья, ведь не стихи, зачем ей эти правила. Главное смысл, и не надо усложнять себе и читателю жизнь?

  15. Iriska

    Ваши статьи, Александр, приятны для восприятия, поэтому соглашусь с данным постом. Даже то обстоятельство, что размер шрифта у Вас больше, чем на большинстве сайтов, говорит о том, что вы работали над этим вопросом.

  16. Александр Гришин

    Спасибо. Действительно, мы с дизайнером Виктором Щербаковым всегда думаем о читателях с точки зрения восприятия информации. Важен не только дизайн сайта, размер шрифта критически важен. Особенно, если основу сайта составляют именно тексты.

  17. Anonymous

    На мой взгляд форматирование и структурирование ОЧЕНЬ важно. И сейчас это начинает понимать все больше заказчиков…

  Комментарии закрыты.

Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!