Редактор

Как вести корпоративный блог

Большинство агентств обожает получать заказы на ведение корпоративных блогов. Это действительно лакомый кусок — за одну-две статьи в неделю международные компании в России готовы платить $10,000.00 в месяц. Когда дело доходит до практики, написание статей в корпоративный блог превращается для агентств в кошмар: писать не о чем, никто не комментирует статьи и не присылает свои идеи и фотографии для новых публикаций.

Определите цель
Как и в любом проекте, который планируется сделать успешным, постановка цели — самый важный момент. Руководство компании и главный редактор должны понимать, для чего запускается корпоративный блог.

В большинстве случаев корпоративный блог призван создать единое информационное пространство для всех сотрудников, не зависимо от их местоположения. Используя корпоративный блог, руководству и менеджерам по персоналу проще доводить до сотрудников ценности компании, формировать лояльность и командный дух.

Независимость редакции
Первое и самое важное, что необходимо сделать — сделать редакцию корпоративного блога максимально независимой1. Понимаю, что это звучит немного странно — независимая редакция корпоративного блога — но именно независимость, пускай относительная и не по всем вопросам, формирует доверие у читателей.

Чтобы обиз не возникало, независимость редакции необходимо закрепить на бумаге. Если работу выполняет агентство, то в договоре на абонентское обслуживание все уже прописано. Если сотрудники редакции работают в штате компании, то лучше составить отдельный документ.

Уберите руководство
Независимость корпоративного блога надо демонстрировать читателям. Лучший способ — убрать с главной страницы и страницы с юмором руководство с его скучными вступительно-напутственными речами и анекдотами. Это не означает игнорирования позиции руководителей компании — корпоративное издание не может позволить себе этого. Это всего лишь означает, что руководство не должно присутствовать в каждой статье.

Читайте также:  Используйте фрирайтинг, чтобы писать лучше

Пишите просто и понятно
В теории мы понимаем, что надо писать просто и понятно. Используя прямой порядок слов, простые предложения и еще 48 секретов, описанных в «50 приемов письма». Когда дело доходит до написания статей в корпоративный блог, вместо простых и понятных новостей появляются уродливые заметки, которые невозможно читать. Длинные предложения, пассивный залог и отсутствие эмоций — вот только некоторые характеристики таких произведений.

Важно помнить, что сотрудников нельзя заставить читать блог2. Их можно заинтересовать. Значит, и писать нужно интересно.

Публикуйте короткие заметки
Одна из самых сложных рекомендаций. Часто корреспондентами корпоративных изданий работают начинающие журналисты или специалисты по PR, которые почему-то считают, что чем длинней статья, тем она важней и, значит, тем умней выглядит автор.

Это заблуждение.

Публикуйте фотографии и видео
Когда руководство компании и главный редактор корпоративного блога думает, что у их внутреннего сайта нет конкурентов, то они сильно ошибаются.

За внимание сотрудника борются непосредственный начальник, подчиненные и клиенты. А также друзья и семья. И, конечно, сайты социальных сетей, видеохостинги, сайты с приколами и анекдотами. У сотрудника есть восемь, иногда больше, часов на то, чтобы распорядиться своим вниманием на работе. Если корпоративный блог будет содержать изображения и видео, то шансов, что его будут открывать хотя бы раз в день повысится3.

Не создавайте опросов — задавайте вопросы
Почему-то в корпоративных блогах очень любят опросы. Сотрудникам задают вопросы либо глупые (в этом случае опрос выполняет дизайнерскую функцию, так как дизайнер сказал, что здесь нужно разместить опрос), либо провокационные («Вам нравится работать с …?» Честный ответ на такой вопрос даст только увольняющийся сотрудник).

Читайте также:  Творческий кризис? Смените обстановку

Опросы — это зло. Во-первых, сотрудники понимают, что их ответы отслеживаются и ни о какой анонимности нет и речи. Во-вторых, результаты опросов совершенно бесполезны для редакции корпоративного блога и руководства, так как они ненастоящие (смотри пункт первый).

И все же выход есть. Используйте старый принцип написания статей, который так любили блоггеры лет пять назад: заканчивайте свою статью вопросом. «А что бы вы подарили на Новый Год своему коллеге, если бы у вас было три тысячи рублей?», — такое окончание статьи спровоцирует достаточно оживленную дискуссию.

Создайте редакционный портфель
Если вы ведете или вам предстоит вести корпоративный блог, то вам нужен редакционный портфель — несколько статей, а лучше несколько десятков статей, которые можно будет использовать, если ничего актуального не происходит, если автор статьи в завтрашний выпуск заболел или если руководство воспользовалось своим правом «вето» и сняло свежую статью.

Формируйте редакционный портфель не только за счет своих статей. Привлекайте сотрудников к написанию статей, стимулируйте их за новые идеи для статей, фотографии и видео. Если это возможно, платите сотрудникам за опубликованные статьи, за их фотографии или видео. В России еще очень силен материальный аспект мотивации, особенно для менеджеров среднего звена. Не пренебрегайте им.

Держите график публикаций
Запомните главный принцип, который формирует доверие читателей к изданию.

Регулярность.

Вы должны выходить в соответствии с заявленным графиком. Если вы нарушаете график, вы теряете доверие читателей.


  1. Именно поэтому никто из руководства компании не может быть главным редактором корпоративного блога. []
  2. Если только вы не ведете корпоративный блог в силовом ведомстве. []
  3. Мы не говорим о компаниях, которые принудительно устанавливают корпоративный блог в качестве домашней страницы для всех сотрудников. «Принудиловка» — это не демонстрация власти, это демонстрация слабости. []

Александр Гришин

Главный редактор журнала

комментариев: 29

  • Спасибо за интересную статью.

    Это то, что нужно для ведения интересного и остросюжетного корпоративного блога!

  • Одно из самых трудных сделать блог независимым.Каждый даже маленький начальник считает, что если его в школе научили писать, то этого достаточно, чтобы его мысли читали. Поэтому просто необходимо вмешиваться во все внутренние процессы, особенно в ведение корпоративного блога. «Что-то мне не нравится эта фраза», слышится начальственный окрик, после этого у любого независимого редактора пропадает желание писать.

  • Советы хороши но не у нас, где начальство любит все держать под своим чутким руководством, и корректировать если сбились с курса.

  • Недавно посетил сео-конференцию посвященную именно теме ведения корпоративного блога. Рекомендовалось писать в блог обычным сотрудникам. Выкладывать фото и видео с корпоративных вечеринок. Так сказать показать читателям что в кампании работают те же люди.

  • Спасибо за полезную информацию, но у меня один вопрос: "Что такое корпоративный блог?"

    Я вроде бы и давно в интернете, но что это такое не знаю. Это блог какой-то определенной фирмы?

  • Виктор, корпоративный блог – это внутренний блог компании, который доступен только сотрудникам компании.

  • Александр Гришин, вы не правы, вы дали определение внутрикорпоративного блога. Корпоративный блог — блог, издаваемый организацией и используемый как для связей с общественностью, так и для внутренней организации её работы.

    • По информации из Wikipedia корпоративный блог бывает внутренний и внешний. В статье написано о том, как вести внутренний или внутрикорпоративный блог.

  • А зачем фирме внутренний блог? По-моему, лучше иметь внешний, потому что его кроме связи с сотрудниками можно использовать и как рекламу этой фирме.

    • Виктор, внутренний блог нужен для распространения информации, пресечения слухов, для создания единой команды и мотивация сотрудников и также для того, чтобы получать обратную связь от самих сотрудников. Если у компании есть офисы, которые находятся в разных городах, то внутренний блог помогает всем сотрудникам, даже если они ни разу не встречались лично, чувствовать себя знакомыми друг с другом. Внутренний блог позволяет каждому офису вести свой "бортовой журнал" – происходит более быстрый обмен идеями, предотвращаются конфликты. Если еще много причин почему компании нужен внутренний блог и почему этот блог не должен быть доступен не сотрудникам.

      У внешнего корпоративного блога совсем другая цель, поэтому внутренний и внешний корпоративные блоги нельзя объединять.

    • Считаю, что комментарии – это лучшее дополнение статьи, в Журнале есть даже статья на эту тему: "Хотите узнать больше? Комментируйте!". Часто в комментариях раскрывается тема, которая не была раскрыта в статье. Поэтому, всегда спрашивайте – отвечу.

  • На мой взгляд, корпоративный блог, такое место, где свои же сотрудники должны отдыхать, он им должен быть просто интересен. Видео, фото, возможно конкурсы и обновления.

  • Вот интересно а что если блог будет ну шибко интересным и вытеснит рабочие моменты. Ну очень сильно перестараться и сделать действительно классный блог…

    • Катя, тогда у вас будет очень, очень большая заработная плата и бонусы в конце года. Пока это мало кому удавалось сделать. В России – никому, насколько я знаю.

  • Да нет, я не о том, Слишком хорошо – это тоже не хорошо. Я вот об этом :)

    Могу дать глупый и бесплатный совет.

    Чтобы заходили на блог ежедневно оставлять в каком-нибудь месте коды и кто первый нашел – премию к зарплате. Во стимул!!!!

    Или кто напостил больше всех, или платные номинации за самое лучшее высказывание дня. Все подкреплять материально, ИМХО, деньги – самый лучший двигатель.

    Только не забивайте камнями …меня.

  • Да действительно корпоративный блог вести не чем не легче обычный блог в сети интернет на который заходил любой желающий

  • Катя, Вы правы. В большинстве случаев нет ничего лучше материального стимула. Но многие могут просто гоняться за пальмой первенства, даже не то что могут, а так и делают.

    • Александр, а вам самим доводилось вести корпоративные блоги? Для этого ведь нужно обладать дополнительными качествами сверх тех, которые нужны для обычных блогов и статей?

      • Александр, конечно доводилось. Необходимо только одно дополнительное качество – дипломатичность.

  • Александр, ваши статьи очень интересны и могут быть полезны каждому, за что большое спасибо. Маленькое замечание по поводу “Чтобы не возникало обид и прецедентов”… Обиды – понятно, но вот “прецедент” не несет никакой отрицательной, или обидной нагрузки. Прецедент – это случай, кот. имел место в прошлом и является образцом действий для решения подобных случаев в дальнейшем. Поэтому употребление этого слова в столь интересной статье и в контексте ее содержания не уместно.

    • Большое спасибо за замечание. Все верно, именно так, как вы говорите. Прямо сейчас внесу исправления.

      • В приделах какой суммы  в месяц заработать на корп. блоге?

  • Насчет делать короткие записи,я не понял, то есть выделять только самое главное ???

Выберите обложку для своей новой книги:

Магазин готовых обложек
Магазин готовых обложек
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!