Не записывайте идеи — описывайте их

Чтобы облегчить себе процесс письма, идеи надо записывать. Поначалу мы с энтузиазмом начинаем носить с собой записную книжку и карандаш или используем мобильный телефон для заметок. И усилий хватает только на неделю. Причина здесь не только в том, что мы забываем эту полезную привычку, но еще и в том, что записанные идеи очень трудно восстановить из сделанных записей. К счастью, есть простой прием, который может многократно увеличить эффективность фиксации идей.

Первоначальная идея создания этой статьи была написана мной на плитке ванной комнаты одним словом: «записывалки». Часто идеи мне приходят утром в душе или вечером, когда я отмокаю в ванной после тренировки. Чтобы не упустить идеи, я их записываю прямо на плитке простым карандашом.

«Записывалки» пришли мне в голову вечером, через два дня утром я с недоумением поймал глазами это слово и пытался вспомнить, о чем же я тогда думал. Попытки вспомнить были такими трудными, что отпугнули все остальные идеи в это утро. Чтобы не мучать себя на следующий день, я перенес это слово на бумагу и приколол листок над рабочим столом. С плитки я его, естественно, стер.

«Наверное, я имел в виду, что идеи надо записывать», — это было единственное, что приходило мне в голову. Через несколько дней я сорвал листок с загадочным словом и отправил его в корзину.

Еще через неделю я встречался со знакомым архитектором, который рассказал мне, что в его профессии также важно записывать идеи, точнее, зарисовывать их. Он показал мне тетрадь со своими зарисовками, и тут меня осенило.

Я сразу же вспомнил, что я имел в виду под словом «записывалки» — необходимо не просто фиксировать идею одним словом, словосочетанием или предложением. Нужно обязательно помещать ее в контекст ситуации. Тогда восстановление идеи будет более быстрым и максимально полным.

Еще по теме:  Как эффективно использовать сторителлинг в переговорах

Теперь я открыл свою записную книжку и записал: «Записывалки. Чтобы сохранить идею, нужно кратко описать контекст, в котором она пришла в голову. Можно добавить настроение и место, в котором идея пришла в голову».

С таким описанием мне не составило труда вспомнить спустя несколько месяцев о том, что я имел в виду, и написать вот эту статью.

Если вы записываете идеи, то добавляйте контекст, а если вы этого еще не делаете, то приучите себя сразу к правильному способу.

Комментариев: 20

  1. Камиль

    Я иногда жене говорю, когда нет возможности записать, чтобы она мне напомнила. Я ей просто надиктовываю 3-4 ключевых слова. Работает. Но это на крайний случай. А так конечно Evernote и google disk. Ну и диктофон на телефоне.

  2. Рашида Гарифулина

    Идея конечно интересная, на самом деле ассоциативные воспоминания позволяют быстрее восстановить о чем шла речь

  3. Максим

    Подобный принцип я давно уже для себя заметил)) Всегда стараюсь запомнить место где пришла в голову та или иная идея) или же её смысл)

  4. Serge

    Еще хорошо помогают интеллект-карты (mind map), изображения процесса мышления с помощью схем. На мой взгляд, самый производительный способ сохранения идей и дальнейшей работы с ними.

  5. alexandro

    Бывает перед сном приходят гениальные мысли, думаешь проснёшься – будешь помнить, а нет .. записывать надо )

  6. tpe3egol

    Прекрасный принцип, являюсь КВНщиком и в наших кругах он активно используется:)

  7. Дмитрий

    Помню, даже в детстве мне мама говорила: если что-то важное вылетело из памяти, то вернись на то место, где ты об этом думал. Так что, с ассоциативностью полностью согласен.

  8. Алексей

    Согласен, мне по-другому не вспомнить. А возврат в место потери мысли все восстанавливает.

  9. Дмитрий Новенький

    Я сразу записываю как ПРИМЕНЯТЬ идею. Какую пользу она принесет. Название – это уже дело десятое.

  10. Мандрагора

    Иной раз записанные идеи остаются таковыми месяцами. И на бумаге, и в ежедневнике телефона. И вроде бы понимаешь, что это тупик, и, в то же время, выкинуть бесконечные записочки жаль. А запись контекста, конечно, дело нужное. Потому что сокращенную памятку через некоторое время совершенно невозможно понять. Как будто другой человек записал.

  11. Дмитрий

    Как это знакомо! Проблема в другом – идей много, времени (и желания иногда) мало.

  12. Ирина

    Идея хорошая. Сейчас даже есть программки для смартфонов, где можно сфоткать, написать контекст к снимку, поставить напоминание. Главное чтобы смарт был под рукой

  13. Turist

    Если где-нибудь в дороге или под рукой нет ПК, то в телефон всегда записываю в 2-3 слова. А так, конечно, развернутое описание. Бывает даже, что такое развернутое описание идеи с рисунками занимает пару страниц А4, долго лежит где-нибудь в пыльном ящике, а потом и вовсе пропадает =(

  14. Андрей

    У меня товарищ так с диктофоном носился, вроде как легче, ручку и бумагу не надо носить. А потом в конце дня все это прослушивал и ненужное удалял )

  15. Юлианна

    Ох, для меня это больной вопрос)))
    Идеи приходят во сне или по ночам, на утро в упор ничего не помню. Помню только, что что-то важное было. А вставать ночью, включать свет и писать – это все домашних перебудить.
    Еще дурная привычка есть – распихивать все по разным блокнотам, потом надо еще вспомнить куда и что было записано.

  16. CTenJlep

    я вначале зарисовывал в тетради идеи и там всякими стрелками чаркал откуда куда трафик будет идти к примеру, тоесть я рисовал идею как она будет не посредственно работать ну и тиктофонту меня всегда под рукой. я считаю в наши дни диктофон должен быть у каждего блогера.

  17. Мария

    Мамина система и вправду работает,но я не уверена,что это же сработает с идеями. И тем более у всех. У всех людей разный тип памяти лучше развит и не у всех это именно ассоциации.
    По поводу блокнотиков – та же проблема, хочется завести уже наконец-то один,но никак не получается) Не могу понять что всеже удобнее – маленький карманный, или А4, на пружине, или в красивой твердой обложке и т.д. Самая большая проблема – за выбором блокнотов/нужной ручки/правильного поччерка и т.д. теряю идеи и уже не возвращаюсь к ним потом, так и сижу над блокнотом, как над корытом разбитым..

  18. Мария

    Еще спросить хотела. Вопрос ко всем: бывает, что просматривая старые записи презираешь себя и полностью пропадает желание создавать новые?.. Или это просто я недостаточно себя люблю и уважаю? Спасибо)

  19. Позитивный йог

    Верно подмечено! Я бы ещё добавил, что не нужно слишком долго ждать перед реализацией идеи в статью или ещё что-то. Бывает, проходит неделя-другая и эта идея уже как-то и не волнует… и кажется не интересной. Вдохновение ушло, осталась лишь информация…

  20. Аннуш

    Для творческих людей, использующих ассоциативное мышление, это самый оптимальный способ – использовать контекст ситуации, когда идея пришла в голову.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!