Пресс-релиз, который оторвут с руками

Пресс-релиз, который оторвут с руками

Чтобы написать пресс-релиз, который журналисты оторвут с руками, не нужно долго учиться. Все, что требуется – это знание основных правил работы журналиста в редакции.

В течение нескольких лет я работал в газетах, журналах и на телевидении. Через мои руки прошло множество пресс-релизов. Часть из них сразу отправлялась в мусорную корзину, только небольшая стопка оставалась на столе.

Журналистам нужны новости
Задача журналиста – поиск новостей и написание статей. Интересных статей, которые попадут на первую полосу.

Самое сложное – найти действительно интересную новость. Дайте журналистам такую новость, избавьте их от необходимости искать тему сегодняшней статьи и они отблагодарят вас публикацией. Помню, как мне хотелось, чтобы новости сами приходили мне в почтовый ящик. Вместо этого мне часто приходилось перелопачивать ленты информационных агентств в поисках “информационных зацепок”. Это утомительно и скучно.

Журналистам нужны факты
В пресс-релизе должны быть изложены только факты. Не надо выводов – журналисты справятся с этим лучше вас, если выводы допустимы форматом статьи и редакционной политикой.

В первом (именно в первом) параграфе пресс-релиза должны быть даны ответы на Five Ws and one H1:

  1. Что именно произошло?
  2. Кто участвует? Кто вовлечен?
  3. Когда это произошло?
  4. Где это произошло?
  5. Почему это произошло?
  6. Как это произошло?

Написали пресс-релиз, распечатываете его, берете в руки карандаш и подчеркиваете в тексте предложения и абзацы, которые содержат ответы на шесть вопросов. Если четкого ответа нет – вносите изменения в пресс-релиз.

Излагайте кратко, максимальный объем – одна страница (однажды меня чуть не заставили написать длинный пресс-релиз и [intlink id=”172″ type=”post”]вот как это было[/intlink]). Получилось больше – сокращайте и впоследствии заведите себе аккаунт в Твитере и [intlink id=”1439″ type=”post”]тренируйтесь писать кратко и ясно[/intlink].

Еще по теме:  Чтобы научиться писать интересно - пишите о скучном

Журналистам нужна предыстория
Всегда включайте в пресс-релиз один абзац с краткой историей компании. Используйте факты, которые подтверждают новость. Статьи на основе пресс-релизов часто пишут начинающие журналисты. Им еще сложно оценить масштаб новости на основе названия компаний и фамилий действующих лиц.

Журналистам нужны контакты
Адресуйте пресс-релиз конкретному журналисту. Если не знаете имя журналиста – отправляйте на имя редактора отдела, который отвечает за тему вашей новости. Пресс-релиз без получателя имеет больше шансов оказаться в мусорной корзине.

Всегда пишите в пресс-релизе контактную информацию со стороны компании – имя, фамилию, должность, адрес электронной почты, рабочий и мобильный телефоны человека, которому поручено отвечать на вопросы журналистов. Этот человек должен помогать журналистам получить дополнительную информацию по теме пресс-релиза.

Журналисты ограничены во времени
Помните о том, что у журналистов есть deadline – время сдачи статьи в номер. Если вы пообещали прислать цитату в течение 15 минут и присылаете ее через час – вполне возможно, что вы опоздали. В лучшем случае статья выйдет без вашей цитаты, в худшем – статью снимут и заменят другой, из портфеля.


  1. Подробнее о Five Ws and one H читайте в Wikipedia. []

Комментариев: 11

  1. Xstroy

    Выходит, чтобы писать и продавать такие пресс-релизы в первую очередь нужно быть журналистом?

  2. maracash

    Не каждый инфоповод интересен. Некоторые считают, что делают переворот, а в итоге переворот должен сделать ты и превратить событие в мега-событие. Думаю, это и есть самое сложное в релизе) Остальное всё просто: есть вопросы, надо дать ответы))

  3. Александр Гришин

    @maracash: Марина, согласен. Здесь есть два варианта развития событий. В первом случае журналист “выдирает” из пресс-релиза новость, о которой отправитель даже не подумал. Такое, конечно, практикуется, но потом пресс-релизы этого автора часто отправляются в корзину. Во втором варианте новость раздувает отправитель. В этом случае он будет пойман журналистами в течение нескольких секунд разговора по телефону или поиска в интернете. Урна опять с радостью встретит жалкую попытку попасть на полосу, и доверие к отправителю снизится.

  4. Александр Гришин

    @Xstroy: Чтобы Вам научиться их писать и писать хорошо – перечитайте эту статью и вот эту: https://www.editor.ru/journal/172/ На следующей неделе в Журнале будет опубликована статья о пресс-релизах для интернет-СМИ (в подготовке пресс-релизов для них есть небольшое, но ключевое, отличие). После этого у Вас будет вся необходимая информация, чтобы писать отличные пресс-релизы, которые будут отрывать с руками.

  5. maracash

    тут как на войне — идти до конца) В принципе на каждый релиз найдется своя целевая аудитория, велосипед изобретать не надо. Поэтому следовать плану — самое уместное.
    Информация вроде как знакомая, а почитать всегда приятно. Иногда вправляет мозги, когда начинаешь увлекаться и уходить в сторону :)
    Спасибо.

  6. Милена

    Да уж, иногда такие пресс-релизы на почту приходят, что мозги взрываются.

  7. Студент СО

    Весь интернет перерыл чтобы найти пример анализа пресс-релиза,ничего не нашел, ужас, благодаря этой статье надеюсь что-нибудь придумать и сделать наконец этот чертов анализ.

  8. Алексей

    По-моему слабовато

  9. Олександр Вєтров

    Для меня как журналиста полезная статья. 

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!