Сторителлинг: как написать вдохновляющую историю

Сторителлинг, написание или рассказ захватывающих и вдохновляющих историй переживает очередное перерождение. Сторителлинг используется как составляющая контент-маркетинга, сторителлинг используется в PR при формировании положительного образа человека, компании или продукта.

Что делает сторителлинг таким привлекательным сегодня?

Люди устали от продающих текстов и обрывков информации, которую социальные сети вываливают на них. У многих сейчас нет времени на чтение художественных книг, но при этом остается потребность в переживании (или даже «проживании») жизни главного героя со всеми его трудностями, конфликтами, проблемами, поражениями и, конечно, победами.

И сторителлинг предоставляет нам такую возможность.

Теперь давайте разберем, как создать историю, которая будет по-настоящему захватывающей и вдохновляющей.

Пропустите вводную часть

Большинство авторов начинают рассказывать историю слишком далеко от того места, где собственно начинается история. Предложение за предложением, абзац за абзацем они аккуратно подводят читателя к самому главному.

Только вот оказывается, что вести уже некого — заскучавший читатель ушел в другое место, туда, где не тянут резину.

Начните сразу с середины, ближе к концу, так, чтобы читатель сразу погрузился с головой в происходящее. Чтобы история захлестнула его и не дала возможности прекратить чтение.

Покажите конфликт

Что я имею в виду под словом «конфликт»? В сторителлинге — конфликт, это сознательное действие героя, которое идет в разрез с другими интересами, такими как интересы другого человека, группы людей, компании, государства и пр.

Конфликт — это то, что заставляет нас все время спрашивать «А что же будет дальше?» и именно желание найти ответ на этот вопрос и оставляет читателя на странице.

Конфликт также позволяет показать, а почему, собственно, герой действует именно так, как он решил. Что им движет на самом деле? Какие его истинные цели?

Еще по теме:  Не кормите ли вы своих читателей колбасой?

Добавьте личного

Это не значит, что вам надо раскрывать информацию о себе. Добавьте свое отношение, мнение, свою точку зрения, интерпретируйте факты не так, как это принято делать в обществе, а так, как это сделали бы вы, оказавшись на месте героя.

Читатель прекратит чтение, если история, которую вы рассказываете, ему известна. Как вы помните, он читает для вдохновения, мотивации, для получения положительных эмоций и не потерпит, чтобы ему подавали подогретый вчерашний пирог вместо свежего круассана на завтрак.

Опишите героя

Герой, даже если его роль выполняет неодушевленный предмет, живой. Он совершает поступки, у него намерения, цели, мечты, страхи.

Для того, чтобы читатель смог симпатизировать герою и хотеть прожить его жизнь, нужно, чтобы он хорошо представлял, как герой выглядит, как он говорит, какие у него жесты, какой у него характер.

Дайте читателю подробности, чтобы он смог нарисовать в своей голове образ героя. Не надо волноваться, что у каждого человека будет свой образ — это нормально.

Обнажите детали

Ничто лучше не передает обстановку, чем характерные детали. У каждой вещи есть имя, предметы и людей можно сосчитать, температуру можно измерить и так далее. Чем больше конкретики, тем ярче в голове читателя будут создаваться истории.

Все будет хорошо

В сторителлинге история может закончиться как поражением, так и победой героя. Если перед вами не стоит цели потерять читателей, то заканчивайте историю на положительной ноте. Не надо морализировать концовку, пусть читатель сам сделает выводы.

Эти выводы должны вдохновить его на действие и если история будет иметь положительный конец, то это будут «действия к», а не «действия от» в случае плохого конца.

Еще по теме:  Инструмент нашей профессии: умение задавать вопросы на интервью

Зажгите спичку

Теперь давайте добавим немного волшебства, того, что часто вызывает слезы на глазах читателей, что позволяет им раз за разом думать, что есть еще на земле хорошие люди и животные (животные всегда хорошие) и что жить здесь и сейчас — прекрасно.

Что это может быть? Что угодно, озарение, совпадение, знак, сигнал, звук, записка, взгляд, — что-то, что подожжет бикфордов шнур конфликта и приведет к его развязке. И эта развязка изменит героя, после нее он станет другим человеком, человеком, которую захочется не только симпатизировать, но и подражать.

Комментариев: 5

  1. Лейла

    Спасибо! Очень интересная статья. И я полностью согласна, что люди устали от постоянных продаж, навязанных и навязчивых рекламных статей. И время историй действительно настало!

  2. Светлана

    Спасибо за полезные и вдохновляющие материалы. Хочу вас попросить поделиться ссылкой на захватывающие истории, которые продают))) Теория – хорошо, практика – еще лучше)

  3. Надежда Лимонникова

    Вчера на Zillione поучаствовала в вебинаре о сторителлинге – сегодня прочитала Вашу статью. Тем достаточно интересная и каждый освещает её по-своему. Я думаю, что главное в любом случае – это искренность и честность. С помощью историй (реальных) этого проще добиваться.

  4. Сергей

    Ого! Что-то новенькое. Очень интересно.

  5. Алла

    Спасибо, Александр. Вы затронули оч. интересную тему.
    Сейчас пишу главную страницу для одной компании именно в форме истории. . А вот конфликта в ней и нет. Не знаю, будет ли готов заказчик к такому нестандартному подходу. Они и историю как форму главной страницы пока рассматривают с опаской. Как их можно убедить. Присоединяюсь к Светлане, пример был бы оч. полезен. Еще раз спасибо за “нестандарт”.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!