Советы начинающему автору нон-фикшн

Bob Bly] «Не надо выглядеть ковбоем, если ты не ковбой» [Don’t Wear a Cowboy Hat Unless You are a Cowboy] приводится интересное объяснение, почему бумажная книга никогда не умрет. Не потому, что читателям приятно перелистывать страницы и ощущать запах бумаги. И не потому, что «настоящую» книгу можно взять почитать на пляж не боясь, что ее украдут или она будет залита водой. Бумажные книги будут существовать, так как со стороны авторов на них существует большой спрос. Быть опубликованным «на бумаге», да еще в известном издательстве — это престижно.

Нет сообщества — нет и книги

В октябрьском номере журнала Writer’s Digest была опубликована интересная статья Agent’s wish list: how to be on it. Автор статьи, Кимико Накамура [Kimiko Nakamura], литературный агент в компании Dee Mura Literary привела несколько критериев, которые обязательно должен соблюдать начинающий автор нон-фикшн.

Самое главное требование — наличие у автора сообщества заинтересованных людей, которые готовы купить книгу автора, как только её опубликуют. Наличие сайта, блога, раскрученного аккаунта в Twitter, страницы автора на Facebook (не личного профиля, а именно страницы автора как бренда) является обязательным условием для попадания в wish list иностранного издательства.

Требования к авторам предъявляются высокие: страницы на Facebook должна иметь как минимум 3000 «лайков», в качестве примера приводится страница Джека Кэнфилда [Jack Canfield] (более 400 000 «лайков»).

Twitter, по мнению иностранных издателей, должен содержать в себе не только цитаты из книги, которая готовится к публикации, но и жизненные и смешные комментарии, которые покажут читателям вашу активность в реальном времени. Как например, делает это Сара Дессен [Sarah Dessen]. Это значительно отличается от того, как Twitter используется русскоязычными авторами нон-фикшн. У нас часто ставят обложку книги на аватарку (как сделал это Сергей Бернадский) и «заряжают» твиты на месяц вперед, таким образом стараясь привлечь внимание к своей книги.

Еще по теме:  Как зарабатывать в условиях кризиса

Вести блог, по мнению Кимика, должны все авторы нон-фикшн, так как ежедневная порция информации по теме лучше всего поддерживает аудиторию в заинтересованном состоянии и, когда книга будет опубликована, многие читатели купят ее незамедлительно. Публикуя статьи в блоге нужно постоянно помнить о теме книги и стараться удерживать на ней фокус. Заинтересовывать читателя можно и котиками, но не факт, что такой интерес можно будет конвертировать в продажи (если книга не о котиках, конечно). В качестве примера правильного ведения блога приводится ресурс Деби Перельман [Deb Perelman] (кухня и правда очень маленькая).

Сайт профессионального автора, отмечает Кимика, отличается от блога тем, что дает общее представление о работах автора, содержит контактную информацию для партнеров: издательств и литературных агентств. На сайте обязательно должны быть размещены награды, дипломы и другая информация, демонстрирующая профессионализм автора. Рекомендуется загрузить профессионально сделанные фотографии в хорошем разрешении для публикации в электронных и печатных СМИ и ссылки на профили в социальных сетях. Читатели должны иметь возможность подписаться на уведомления о новых книгах, но не более того. В качестве примера приводится сайт Джеральдины Брукс [Geraldine Brooks].

Главное — текст. Все остальное не важно

«Никаких чётко прописанных условий по наличию в социальных сетях и количеству подписчиков, разумеется нет. В первую и главную очередь мы отталкиваемся от качества текста. Это основное. Если у человека много человек в друзьях, но текст не ‘наш’ или откровенно слабый — мы не будем его издавать», — говорит Павел Подкосов, генеральный директор издательства «Альпина нон-фикшн».

В отличие от зарубежного книжного рынка, российский рынок еще не такой плотный. Существуют темы в которых всего один или несколько авторов, на зарубежных ранках, особенно на американском, в одной теме одновременно работают, в среднем, от 15-25 авторов.

Еще по теме:  Несовершенство как совершенный способ продавать

Игорь Манн, подтверждает, что издательство «Манн, Иванов и Фербер» обращает внимание на активность автора, но при этом жестких требований нет. По словам Манна, издательство готово взять в работу и автора, который не обладает информационным ресурсом, так как, если книга хорошая, то издательство продвинет её самостоятельно и подросшая к тому времени известность автора поможет продавать последующие тиражи.

Это хорошая новость для начинающих авторов нон-фикшн. Если вы собираетесь публиковаться в 2014 году, то стоит уделить время только двум вещам: выбору востребованной рынком темы и, собственно, написанию текста. Все остальное издательства пока могут сделать за вас.

Пока.

Мне кажется, что стоит поторопиться, так как чем больше авторов будет работать в одной теме, тем более разборчивыми станут издательства.

«Наличие социальных сетей и большого активного количества друзей в них, медийность, умение самопродвигаться — несомненно плюсы для автора в общении с издательством. Но, главное — качество текста и актуальность темы для рынка. Если этого нет, ‘друзья’ вызовут лишь кратковременный рост продаж, который закончится тем моментом, когда они прочитают книгу и выскажут своё ‘фи’», резюмирует ситуацию Подкосов.

Комментариев: 4

  1. Андрей Переберин

    Классная статья. Ещё я увидел её ценность в том, что абсолютно эти же рекомендации помогут и бизнесменам, и тренерам, и… в построении своей репутации. Это важные мотивирующие советы. ЗдОрово. Спасибо.

  2. Лилия

    Интересная, занимательно-привлекательная даже статья. Крайнюю важность представляют собой блоги и популярность среди ” последователей-поклонников”. Для менее “популярных” есть возножность заинтересовать редакторов своим талантливым письмом. Ну как не начать писать статьи! Так и рвется душа написать что-то интересное, итригующее, притягивающее и увлекающее читателя! Спасибо!

  3. Александр Гришин

    Лилия, я понимаю ваш сарказм. Конечно, иметь только большое количество поклонников не достаточно. Нужно обязательно создать ценный и востребованный рынком продукт. Меня в статье в Writer’s Digest привлек тот факт, что в России я часто слышу, мол, сотворю «нетленку» и все, от издателей не будет отбоя. И хотя наши издатели утверждают, что готовы публиковать не раскрученного автора, мне кажется, что вскоре они применят опыт иностранных коллег и будут требовать от авторов писать «что-то интересное, итригующее, притягивающее и увлекающее читателя» помимо их основной рукописи.

  4. Лилия

    Спасибо за комментарий. Сарказма здесь столько, сколько его было у Зои Космодемьянской. Его здесь Ноль, а комсомольского порыва- сколько угодно. Вы правильно отметили почти американский задор: “удивить-восхитить”.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!