Три причины, по которым я ненавижу копирайтинг

Да, вы не ослышались. Я понимаю пользу продающих текстов, умею их писать, неплохо разбираюсь в маркетинге, и всё такое прочее. И при этом я терпеть не могу копирайтинг. Хотя раньше любил. Как так получилось?

А дело было так.

Раньше я с увлечением слушал очередного заказчика и вникал в его бизнес: в товар или услугу, в аудиторию, в способ продажи и пр. Потом предлагал какую-то маркетинговую концепцию, и предлагал написать тексты в рамках этой концепции. За комплексную услугу брал и беру много денег, и через несколько лет стал высокооплачиваемым копирайтером.

Три тенденции в копирайтинге

Первая – это падение интереса к бизнесам заказчиков. Но мне это всё равно. Если ваши дела пойдут плохо, я не буду просыпаться по ночам с криком «Мама!» Это ваш бизнес, ваша жизнь, стройте её как хотите. Я могу лишь немного помочь.

Вторая тенденция – меня стала давить жаба. Страшная, мерзкая пупырчатая и скользкая жаба. Ведь как так? Я что-то написал, и продажи у клиента улучшились. Я что-то подсказал, и у клиента стало больше денег. А я? А где мои деньги? Вот эти сто тысяч за три страницы текста? Нет, это, конечно, деньги, но чтобы появилось еще сто тысяч, мне надо еще что-то кому-то написать. А потом и еще что-то. И так без конца. Я этим хорошим людям улучшаю бизнес и облегчаю жизнь, а сам всё время должен работать? Как-то мне перестало это нравиться. Деньги – нравятся, а много работать – не нравится. Тут уже недалеко и до мысли о своём копирайтерском агентстве.

Третья тенденция – совсем грустная. За большие деньги я что-то пишу, а оно, случается, не работает. Не продаёт. Не отбивает даже тех денег, которые мне заплатили. Конечно, такое бывает редко, ибо я парень опытный, но бывает. Было уже не раз и не два. Каждый такой раз выяснялось, что те концепции и идеи, которые мы «нафантазировали» с моим клиентом, не соответствуют реальному положению дел. Мы-то думали, что клиенты моего заказчика – вот такие, а они, оказывается, совсем другие. Мы думали, что важно вот это, а важно – совсем другое.

Еще по теме:  Творческий кризис? Смените обстановку

Ну, и, до кучи – часто получается так, что я реализую не видение заказчика, а своё собственное, которое я в процессе разговора навязал заказчику. Не потому, что мне так хотелось, а потому что я хорошо понимаю людей и складно рассуждаю, и люди, слушая меня, довольно часто принимают мою сторону. Которую мы потом и реализуем – в частности, в текстах.

Что получается?

Я умею писать, неплохо понимаю маркетинг, в целом человек опытный, но при этом мне не интересны люди и их бизнесы и, что самое плохое, не могу гарантировать, что те деньги, которые мне платят, я смогу вернуть продажами. И при этом я зарабатываю на жизнь маркетингом и текстами. Потому что, всё-таки, довольно часто у меня получается, иногда даже с первого раза.

Сейчас я перестал прыгать вокруг идеи получать удовольствие от работы. Я лучше многих других способен делать вот это (маркетинг и тексты), вот я и делаю. Удовольствия от этого я получаю не очень много.

Так кто же пишет лучшие продающие тексты?

Как ни странно – не копирайтер. Лучше всего продающие тексты пишет заказчик.

Чтобы показать, что это действительно так, расскажу вам одну показательную историю.

У меня есть заказчик Достан Мишелов, основатель и директор рекламно-консалтингового агентства «Фабрика клиентов». Хороший толковый парень. Заказал мне текст для оффлайновой рассылки. Мы поговорили о том, какой должен быть этот текст: для кого он, о каких болячках он должен говорить, какие решения предлагать, и прочее.

И я его написал. При этом в тексте я говорил не так, как сказал бы заказчик (как и должно было быть), а так, как сказал бы я сам. А у меня специфический жизненный опыт.

Еще по теме:  Слово, которое нужно забыть, когда вы пишете тексты для клиентов

«Николай написал текст, который был нацелен на другую аудиторию, – говорит Достан. Кроме того я не уловил, что в тексте был скрытый подтекст, который в невыгодном свете выставлял моих партнеров — ТВ-байеров». В результате рекламный текст не только не принес прибыли, но и не окупился.

При это, что интересно, текст был очень по делу, говорил о реальных проблемах и предлагал хорошее решение. Но то, что написал его я, используя навязанную мною клиенту концепцию текста, и написал его в характерной для себя манере – всё это свело на нет то хорошее и правильное, что в этом тексте было.

Неудачное письмо привело к тому, что в течение полугода крупный ТВ-байер больше не давал «Фабрике клиентов» скидок. Конфликт удалось уладить только во время очередного визита в офис партнера. Достану пришлось принести извинения и через некоторое время отношения нормализовались.

А как надо было сделать?

Надо было просто помочь Достану написать этот текст самому. Тогда и «быкования» там было бы меньше, и слова были бы такие, как надо. И тональность была бы нужная. Но, конечно, заняло бы это времени заметно больше.

Что характерно, сейчас Достан поднаторел и стал писать тексты сам. «Тексты для своего агентства я пишу теперь самостоятельно, — подтверждает Достан. Да, я не копирайтер, но мне удается вложить в них свой стиль общения и клиенты реагируют на них так, как я и ожидаю».

И что теперь делать?

Не заказывать тексты копирайтерам? Или искать каких-то особых копирайтеров? Или учиться писать самому?

Я бы рекомендовал вот что.

Первое – учитесь писать сами. Слово – сильное оружие. Научитесь им владеть хоть немного. Это многократно окупится.

Еще по теме:  Как вести корпоративный блог

Не надо становиться в позу «я им деньги плачу, пусть сами пишут». Маркетинг – это самое ценное, что есть у бизнеса. Имея хороший маркетинг, вы всегда будете на коне, независимо от ситуации в стране и на рынке. Потому что в основе маркетинга – понимание людей. Если вы их понимаете, то всегда, в любой ситуации и при любом строе, вы сможете предложить им что-то нужное. С прибылью для себя, конечно.

А текст – это один из основных и самых эффективных инструментов маркетинга. Почему же вы отдаёте на сторону самое ценное – своё понимание бизнеса, клиентов и ситуации? Почему вы доверяете каким-то наёмным людям общаться текстом с вашими клиентами? Вы думаете, они это сделают лучше вас? Ведь если вы хотите научить своих детей чему-то действительно важному, то вы же это делаете сами, правда?

Потому что кто детей и клиентов воспитывает, тот потом и пожинает плоды. Текст же – это замечательный инструмент воспитания клиентов. Овладейте им хотя бы на уровне прав категории «Б». Обычно больше и не надо.

Второе. Овладев текстом на уровне прав категории «Б», вы сможете определять квалификацию копирайтера. Вы можете потом сами и не писать, но зато вы точно будете знать, стоит ли работать вот с этим конкретным копирайтером или агентством. Они вам уже не задурят голову умными словами.

Конечно, у вас есть и множество других, не менее важных задач. Но ведь бизнесом вообще заниматься сложно. Если хотите простых и понятных путей – идите на наёмную работу.

Хотите делать маркетинг эффективно – значит, примите за данность, что кое-какие вещи вам надо научиться делать самому.

Такова жизнь.

Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!
Испытываете затруднения с написанием текста? Наши редакторы готовы помочь!
Пришлите свой текст и наши редакторы разберут его: проанализируют структуру, логику и стиль изложения. Дадут конкретные рекомендации по улучшению текста. Вся работа редактора будет записана на видео – вы без труда поймете почему именно сделан тот или иной комментарий.