Творить значит ломать

Стать мастером в своем деле значит принести часть себя в дело. Чтобы это сделать, нужно знать законы, которым подчиняется твое дело.

Научиться писать по схеме легко, если постоянно про нее помнить. Раньше я писала без плана и хвасталась, что вундеркинд. Но во время первой правки мои тексты летели в урну, и приходилось писать заново, соблюдая проверенный временем план.

Чтобы научиться писать быстро, нужно писать по выработанному плану. Через какое-то время схема усаживается в твоей голове и без нее писать вы уже не можете. Сценарии пишутся также.

Сначала придумай – потом пиши
Во ВГИКе режиссеры говорят каждый день: придумали — записывайте. Есть в голове образ героя, история — пишите.

Представьте вашу статью в виде объемной сцены с действующими лицами. Закройте глаза и спросите, о чем вы хотите написать, что хотите сказать читателю.

Меня долго волновал вопрос об идее и схеме. Схема — это способ воплощения твоей идеи. Самый верный и понятный способ. Идея — это образ, который воплощается с вашей помощью.

Учитесь на ошибках
Я знаю свои ошибки и признаю их. Я помню о них и при этом постоянно допускаю. Забываю. Фантазии уносят меня, и после этого думаю, что создала шедевр.

Такие мысли — первый признак заблуждения.

Проработать каждую сцену, увидеть фальшь в диалогах можно только учась на ошибках. Я долгое время не могла составить диалоги, они получались выдуманными, неземными. Приходилось вслух произносить слова героев, читать друзьям, коллегам, чтобы добавить в них человечности.

Перечитывайте свои статьи, показывайте их, принимайте все отзывы, и хорошие, и плохие. Просите назвать конкретные ошибки. Готовьтесь принести свое — не зная законов, вам будет трудно это сделать.

Еще по теме:  Ошибайтесь и вас будут любить еще больше

Оставайтесь на главной дороге
«Про кого эта история? Выделите главного героя!» Эти слова режиссеры повторяют снова и снова молодым сценаристам, режиссерам и драматургам.

В письме все тоже самое — чтобы писать хорошо, нужно двигаться в одном выбранном направлении. Когда я пишу историю, фантазии просто вырываются наружу. Пишу, не замечая того, что давно ушла от схемы. Но мне нравится: какие смешные герои, как они ловко действуют в конфликтных ситуациях.

Стоп. Задаю вопросы:

  • Почему они так действуют?
  • Что ими движет?
  • Почему образовался конфликт?

Эти вопросы помогают мне выехать на главную дорогу. Я вновь прихожу к схеме и двигаюсь только по ней.

Каждое предложение должно раскрывать тему, отвечать на вопросы, которые она задала. Очень легко съехать с главной дороги, если вы пишете сложными предложениями. Союзы «потому что», «также» и пр. создают ложные псевдологические связи и путают вас. Пишите просто, понятно и убедительно.

Регулярно задавайте себе вопросы и возвращайтесь на главную дорогу, если сбились с пути.

Теперь ломайте привычную схему
Освоив и поняв, как работает схема, вы с легкостью можете ее изменить. Вас будут считать гением в России и за рубежом, люди будут думать, что на вас нашло вдохновение или открылось какое либо тайное знание и вот результат.

Вы будете кивать головой и вспоминать совсем другое — долгие и тяжелые часы «пыхтения» над своими работами, которые сделали возможным появление шедевра.

Комментариев: 8

  1. Xstroy

    Никогда не замечал, что союзы «потому что», «также» и пр. создают “лужи” на дороге и могут увести в сторону, но очевидно так оно и есть.

  2. Федя Беспомощный

    Очень понравились 2 последних абзаца! почему-то большинство (и Я в том числе) при написании чего-либо руководствуется именно этим планом, но снизу вверх – сначала ломают схемы “креативят” непонятно что, а потом к ним приходит озарение, что нужен четкий план :)
    Таким озарением и планом одновременно стала для меня Ваша статья. Спасибо Вам, Лейла!

  3. Татьяна Осипова

    <<>>
    Это как?

  4. BloggerMen

    Умение признавать свои ошибки уже дает огромное преимущество. Те кто зацикливается на чем-то и нехочет признавать ошибочность своих взгядов не способен идти в своем развитии дальше.

  5. АНдрей

    СпасибО! Прекрасная статья!
    Интересное ощущение… Ничего нового. Все понятно. Но читаешь, и как будто достаешь знания из пыльного мешка и раскладываешь по полочкам.

    Интересные последние два абзаца. Очень вдохновляюще. Спасибо!

  6. Кристина

    очень интересно, спасибо! а за схему и идею – отдельная благодарность)

  7. Иван Радзинский

    Творить, значит ломать….. если только стереотипы…. по скольку иногда новое встает поперек старого

  8. алекс

    Да ладно, у нас гениев в России полно =) Только все эти гении потом сваливают заграницу.
    За схему отдельное спасибо. Помогает сосредоточиться на одном направлении.

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!