Что делать, если заказчик вносит много правок

В жизни коммерческого автора есть два волнительных чувства. Первое испытываешь в момент окончания работы, особенно если писал лонгрид. Стоит поставить последнюю точку, губы сами собой растягиваются в улыбке, а из груди вырывается выдох удовлетворения. Это волшебное чувство законченной работы. Но есть и второе. Оно возникает всякий раз, когда открываешь почту и видишь там письмо клиента с темой «Обратная связь», «Комменты» или, что самое страшное, «Правки».

Ненавижу правки

Я старался, работал над темой, изучал материал, выстраивал структуру текста, в муках придумывал заголовки, а если это был SEO-текст, ещё ломал голову над тем, как органичнее вписать в текст нечитабельные ключевые фразы. Я создал если не гениальный, то по крайней мере, очень хороший текст!

Вполне естественно, что человек, который не оценил всё то, что я вложил в этот текст, какой-то неправильный. Он, в лучшем случае, просто глупый, неспособный понять всю красоту моей задумки, а в худшем — злобный, воинствующий невежа, которому доставляет удовольствие унижать меня.

Как ещё можно воспринимать мнение такого человека? Только, как ничем не обоснованные придирки. Или, я всё же ошибаюсь?

Оценим свой текст объективно

Представьте, что вы получили задание написать рекламную статью. Клиент предоставил вам материалы, вы их изучили, составили на основе свойств товара яркие преимущества для клиента и написали текст.

Но оказалось, что из всех имеющихся свойств вы выбрали те, которые заказчик считает второстепенными, а главные, с его точки зрения, проигнорировали. Ещё вы используете сравнения, которые кажутся заказчику слишком вольными и даже оскорбительными, хотя вам они показались необходимой перчинкой, оживляющей скучный текст. Кто из вас прав?

Оба и никто одновременно.

Еще по теме:  Клиент моего клиента — мой клиент

Что происходит в момент оценки заказчиком вашего текста? Сталкиваются две точки зрения, каждая из которых имеет право на существование. Текст, пусть даже и рекламный, ближе к искусству, чем к точной науке. Его нельзя измерить линейкой и однозначно сказать где добавить, а где, наоборот, отрезать, чтобы получился нужный результат.

Так что же делать? Ведь дорабатывать текст, по правкам заказчика очень не хочется.

Мы любим свои тексты. Это нормально, ведь мы их создаём, это продукт нашей работы, нашего творчества. Частичка нас самих. И когда кто-то начинает их критиковать, рвать на части, вырывать с мясом целые абзацы, над которыми мы думали больше всего, у нас возникает абсолютно закономерная реакция — мы злимся.

Эта реакция сродни той, что возникает на оскорбления наш адрес. Всё дело в том, что мы воспринимаем текст, как часть себя. Нам кажется, что требование заменить неудачно построенную фразу равносильно высказыванию: «Ты косноязычный идиот».

Порой, конечно, бывает так, что заказчик именно так и пишет. Мне встречались такие экземпляры, которые вместо конструктивной критики обливали меня словесными помоями (именно меня, а не текст). Но это уже разговор о воспитанности, а потому оставим его без внимания.

Есть ещё одна причина, по которой нас раздражает, когда заказчик требует внести исправления — банальная лень. Ведь после того, как текст написан, мы подсознательно считаем работу завершённой и уже не хотим ничего больше делать.
Лёгкий способ перестать бояться правок
Он действительно лёгкий. Нужно будет совсем немного изменить своё отношение к правкам, и вам станет работать во много раз проще.

Сначала нужно справиться с ленью. Для этого нужно осознать, что момент, когда вы дописали текст, — это ещё не конец работы, а лишь середина. Дело в том, что как бы хорошо вы ни изучили материалы клиента, как бы хорошо он ни заполнил бриф, вы всё равно не сможете угадать на 100% его мысли. Поэтому дописанный текст нужно воспринимать не как окончательный чистовик, а лишь как хороший черновик. Тогда любые правки со стороны клиента будут вами восприниматься не как «отступление» от уже достигнутой цели, а наоборот, как шаги вперед, к завершению работы.

Еще по теме:  Что можно сделать для своих друзей за 12 дней

Вторая проблема немного сложнее — правки нас обижают. Чтобы избавиться от этого, нужно понять одну простую истину: мы и наш текст — никак не связаны. Да, мы работаем над текстом, мы его создаём, мы вкладываем в него душу, но всё равно он сам по себе, а мы сами по себе. И если заказчик требует изменить что-то в тексте, он говорит только о тексте, а не о вас — его авторе.

Подумайте, разве заказчик хочет испортить текст? Наоборот, он хочет, чтобы текст был как можно лучше. А вы, разве, не того же самого хотите? Так почему бы не попробовать сделать то, что просит вас заказчик? Кто знает, вдруг его предложение сыграет тексту на пользу.

Попробуйте, у вас получится

У меня есть один любимый заказчик, для которого я уже несколько лет подряд с разной периодичностью пишу тексты. Так случилось, что наше с ним сотрудничество началось с конфликта по поводу текстов на его сайт. Я решил попробовать свои силы и с 5-й или 6-й попытки дал клиенту то, что ему понравилось.

Думаете сейчас что-то изменилось? Нет, я все так же делаю по 3–5 вариантов каждого текста, прежде чем получу окончательное одобрение. Но главное в том, что каждый раз, получая письмо, в теме которого значится «Правки», я с ровным сердцем открываю его, перечитываю комментарии, вникаю в них и приступаю к исправлению.

Правила комментирования

Журнал «Редактор» создан для читателей, поэтому обсуждения статей приветствуются. В комментариях не допускаются ругательные, оскорбительные или негативно-оценочные высказывания в отношении читателей, участников обсуждения, авторов статей и редакции. В комментариях запрещено размещать ссылки на сторонние сайты. Все комментарии проходят постмодерацию выпускающего редактора.

Обсудим статью?

Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!