Как работать с ньюсмейкером

Нельзя просто так задать человеку пару вопросов, а потом пропасть на год. Чтобы ньюсмейкер отвечал на ваши вопросы по первому звонку, он должен вас помнить. Но даже этого мало – нужно работать с ньюсмейкером таким образом, чтобы при общении с ним не возникало недоразумений. О том, что это за недоразумения и как их избежать, мы поговорим в этой статье.

Помогите ньюсмейкеру стать ньюсмейкером

Со мной не раз случалось такое: приезжаешь на пресс-конференцию, включаешь диктофон, задаёшь вопросы, слушаешь, как спикеры отвечают на твои вопросы и вопросы коллег, и вдруг понимаешь, что все, что здесь говорится, — давно протухло. И никакое это не событие, а так, какие-то ошмётки прошлогодней новости, которую уже обсосали все колумнисты. И тогда начинаешь искать свежий источник.

По-настоящему хороший ньюсмейкер — это почти всегда второе лицо. То, которое приходит на работу раньше всех, а уходит позже. Этот тот самый человек, который в сотый раз проверяет презентацию для своего начальника за минуту перед его выступлением. Этот тот человек, который всегда стоит вторым рядом. Вот таких я всегда и высматривал на официальных мероприятиях и пресс-конференциях.

Заговорить с ним просто, так как он не ожидает к себе внимания, он привык к приказам, а не к вопросам. Мне нравилось начинать с какого-то технического аспекта — с того, что ему наиболее близко. И потом постепенно расширять тему. Затем я рассказывал, каково это — стать ньюсмейкером. Рассказывал, как другие мои ньюсмейкеры начинали сотрудничать со мной. Что главное во всем этом процессе — говорить правду и не требовать прислать перед публикацией весь материал на сверку, а фразу я всегда сверю, конечно. Предупреждал, что задний ход дать не получится, но при работе именно со мной этого и не потребуется.

Читайте также:  Клиент моего клиента — мой клиент

Я снимал бейджик издания, мы шли в местную столовую, заказывали кофе или чай с конфетами грильяж в шоколаде и говорили о чем-то отвлечённом. И перед тем как уйти, я задавал свои вопросы, получал эксклюзив и краем глаза наблюдал, как рождается новый ньюсмейкер.

Правила работы с ньюсмейкером

Чтобы отношения с ньюсмейкером были взаимовыгодными и длились долго, нужно сразу установить несколько правил. Когда я работал журналистом, мне негде было прочитать об этих правилах, поэтому я выводил их самостоятельно, каждое — из возникшей проблемы.

Конечно, основным правилом было не настаивать показать весь материал перед публикацией. Исключение я мог сделать только в том случае, если вся статья строилась на эксклюзивном заявлении одного ньюсмейкера, но это случалось крайне редко. В противном случае — только саму цитату и атрибуты говорящего. Опасался, что многие не согласятся, но все проходило нормально.

Когда мне удавалось пробраться на закрытое совещание или получить доступ к проектам документов, то я предупреждал, что довольно часто я буду задавать глупые вопросы и не надо в ответ смотреть на меня как на идиота. Нужно объяснять. И не просто повторить ещё раз, пересыпая речь терминами, а объяснить простыми словами до тех пор, пока я не пойму. А то всем будет хуже, когда выйдет статья.

Хороший ньюсмейкер — человек занятый, он часто находится у начальства и поэтому не всегда может ответить на звонок. Мне с трудом, но удавалось договориться, что, если после трёх моих звонков я не получал SMS-сообщения и мне не перезванивали, я мог повернуть статью под другим углом и не принимал никаких претензий и обид.

Читайте также:  Как превратить конкурентов в коллег

Формируйте свою сеть ньюсмейкеров

Ньюсмейкеров никогда не бывает много. Они иногда болеют, уезжают в отпуск, их отправляют в командировки. Иногда они переходят на более высокооплачиваемую работу и перестают говорить. Поэтому нужно стараться, чтобы у вас было более двух ньюсмейкеров на одну тему.

Чтобы сформировать свою сеть ньюсмейкеров, нужно посещать отраслевые мероприятия: выставки, собрания, совещания, рабочие группы, торжественные открытия и закрытия чего-либо, завтраки и планерки. Если вы попали на такое мероприятие вместе с другими журналистами, то старайтесь отделиться от них, иначе ньюсмейкеров вы не найдёте: работать с ньюсмейкерам лучше в одиночку. Оглянитесь вокруг — ньюсмейкеры тоже люди и также формируют группы (часто даже по одной теме или текущей проблеме). Вот туда и направляйтесь.

Кажется, что сложно без приглашения присоединиться к такой группе, но со временем навык появится. Особенно после того, как ваши статьи начнут появляться на первой полосе. Перед тем как приблизиться — включите диктофон и положите его в нагрудный карман. Нет, не для того, чтобы кого-то поймать на слове, а чтобы запомнить имена и должности — потом пригодится, когда будете искать контакты ньюсмейкера в интернете или в Facebook.

Во время такой встречи нужно просто обозначиться, показать, что вы существуете, рассказать, какое издание представляете. Возможно, переброситься парой слов. Чуть позже, когда группа распадётся, подойдите к одному-двум участникам, возможно, вам удастся продолжить разговор.

Сейчас при помощи смартфона легко проверить, активно человек общается с прессой или нет. Если это руководитель, который свободно общается с журналистами, то много пользы он вам не принесёт. Но рядом с ним может быть тот самый «человек номер два», который и станет для вас золотой новостной жилой.

Читайте также:  Как составить опрос, чтобы получить положительный отзыв

#ньюсмейкер

Правила комментирования

Журнал «Редактор» создан для читателей, поэтому обсуждения статей приветствуются. В комментариях не допускаются ругательные, оскорбительные или негативно-оценочные высказывания в отношении читателей, участников обсуждения, авторов статей и редакции. В комментариях запрещено размещать ссылки на сторонние сайты. Все комментарии проходят постмодерацию выпускающего редактора.

Обсудим статью?

Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!