Писать серьезные тексты для крупной компании — мечта многих копирайтеров. Это огромный плюс в портфолио и солидный заработок. Только в большинстве случаев мечта остаётся несбыточной, потому что большой бизнес окутан завесой тайны.
Ходят слухи о гигантских объёмах работы, невероятно запутанных формальностях и многом другом, что останавливает даже от мысли предложить свою кандидатуру. Но главное, нам кажется, что крупным компаниям нужны особые, серьёзные тексты. Попробуем это доказать.
Ищем отличия в текстах
Сравним структуру двух текстов «о компании», один из которых размещён на сайте «Газпрома», а второй — на сайте региональной организации, занимающейся газификацией жилья в Подмосковье. Только, прошу вас, не нужно подозревать в моём выборе продакт-плейсмент. Как пишут в начале многих романов, «все совпадения — случайны».
Структура текста крупной компании | Структура текста небольшой компании |
---|---|
Заголовок. | Заголовок. |
Направления деятельности. | Направление и сфера деятельности. |
Миссия и цель. | Данные о сотрудниках и их квалификации. |
Преимущества компании в числах. | Преимущества компании. |
Достижения компании в числах. | Территория, на которой ведётся деятельность. |
Полное наименование и реквизиты компании. | Достижения компании в числах. |
Из отличий в глаза бросается то, что у крупной компании отсутствует обязательная для регионального бизнеса информация о том, на какой территории ведётся деятельность. У небольшой, напротив, не указана миссия и реквизиты. Также в тексте крупной компании бросается в глаза большее количество фактов и точных данных.
В остальном структуры очень похожи, из чего можно сделать вывод: кардинальных отличий между текстами для крупных компаний и небольших — нет. Главное отличие, которое, по правде говоря, не сразу заметно, заключается в более серьёзной тональности. Значит, наше предположение о том, что крупным компаниям нужны особые «серьёзные» тексты, подтверждается. Что ж, копнём поглубже.
Разбираем серьёзный текст
Посмотрим внимательно на уже упомянутый текст с сайта «Газпрома». Весь первый абзац полностью состоит из перечисления видов деятельности компании. То есть, это исключительно факты. Далее весь текст составлен в том же ключе: на следующие четыре абзаца приходится десять фактов, выраженных в числовом выражении.
Отсюда можно вывести первое правило, которое поможет вам писать для крупных компаний.
Используем факты
Информативность, наличие множества чисел или других фактических данных, прямо описывающих компанию и характеризующих её с лучшей стороны, — первая характеристика серьёзного текста. Конечно же, это не значит, что для небольших компаний можно «лить воду».
Пишем в строгом стиле
Наличие шуток и панибратского обращения к потенциальному клиенту крупный бизнес себе позволить не может. Автоконцерны BMW и Audi много лет подряд язвят в отношении друг друга на рекламных билбордах и в видеороликах, но тексты на их сайтах остаются при этом предельно корректными и строгими. Что уж говорить о банках, крупных производственных компаниях или международных финансовых корпорациях, сам вид деятельности которых ассоциируется с серьёзностью.
Следим за грамотностью
Для меня, проработавшего долгое время на должности редактора, вопрос грамотности принципиальный. У меня зубы непроизвольно сжимаются, когда я вижу опечатки в тексте, но крупной компании это может стоить репутации. Чем солиднее бизнес, тем более строгие к нему предъявляются требования. Так что писать с ошибками — просто недопустимо, обязательно пользуйтесь услугами профессиональных корректоров.
Учитываем требования к оформлению
В крупных компаниях всё стандартизировано, разработаны правила употребления терминов, названий и оформления документов. Даже если от вас не потребуют придерживаться особых требований к форматированию текста, займитесь этим самостоятельно. Выделяйте заголовки, используйте абзацные отступы и стандартные шрифты, избегайте цветов, а если уверены, что без этого не обойтись, то остановите выбор на неярких тонах. Привыкшие к стандартным документам сотрудники крупной компании с большим удовольствием будут читать строго оформленный текст.
Ищем отличия внутри
Если в самих текстах для крупного и малого бизнеса особых различий нет, то в процессе взаимодействия их немало. Все они обусловлены структурой больших компании. Сравним основные этапы рабочего взаимодействия со стороны исполнителя.
Процесс | Малый бизнес | Крупный бизнес |
---|---|---|
Оформление | Можно работать на основе устной договорённости, если это устраивает обе стороны. | Работа исключительно по договору. |
Обратная связь | Быстрая, взаимодействие организовано напрямую. | Медленная, взаимодействие организовано через менеджера проекта. |
Возможность по ходу работы корректировать условия задачи | Есть. | Нет, или сопряжена с большими сложностями. |
Утверждение текста | Быстрое, работу утверждает один человек. | Медленное, работа должна пройти несколько уровней утверждения. |
Оплата | Быстрая, много вариантов, в том числе электронные деньги. | Медленная, только безналичным переводом на банковский счёт. |
Принимаем правки
Наиболее важной, из перечисленных, особенностью работы в крупной компанией можно считать правки. Во-первых, их точно будет много, что обусловлено наличием сразу нескольких ответственных за текст сотрудников. Будьте готовы к тому, что правки могут противоречить друг другу. Так бывает, когда у руководителей на разных уровнях имеются отличные мнения по одним и тем же вопросам.
Также нужно спокойно принимать правки, даже если они вам непонятны. Это может случиться из-за строгой формализации процессов и документации. Например, в тексте для некой производственной компании встречается предложение: «После сушки трубы проходят несколько обязательных этапов подготовки и затем попадают к потребителю». С точки зрения информативности, это предложение плохое из-за «нескольких обязательных этапов». Такое определение не даёт никакой конкретики, но клиент настаивает на его использовании. Дело в том, что именно так записано в технической документации и бизнес-процессами предписано использовать точные формулировки везде, даже на сайте.
Взаимодействуем доступными способами
С развитием информационных технологий удалённое взаимодействие упрощается с каждым днём. Мы можем обсуждать задания с клиентами по телефону, через текстовые мессенджеры или в режиме видеоконференции. Писать тексты и комментировать их прямо онлайн, например в Гугл Документах.
Но при взаимодействии с крупными компаниями всё это вам может оказаться недоступным. Чем крупнее компания, тем строже требования безопасности. Скорее всего под запретом окажутся:
— облачные хранилища;
— текстовые онлайн-редакторы;
— любые мессенджеры.
Взаимодействие придётся вести через электронную почту и мобильную связь.
Работаем на крупного клиента
Крупные компании редко работают с фрилансерами. Из-за своей сложной структуры им гораздо проще взять копирайтера в штат и встроить человека в уже отлаженные бизнес-процессы. Если же вам посчастливилось получить заказ большого клиента, и вы не боитесь всех описанных сложностей, смело беритесь за выполнение. Вы ведь уже знаете, как писать серьёзный текст для крупных компаний.
Добавить комментарий