Журнал Редактор
Как писать серьезные тексты

Как писать серьезные тексты

Писать серьезные тексты для крупной компании — мечта многих копирайтеров. Это огромный плюс в портфолио и солидный заработок. Только в большинстве случаев мечта остаётся несбыточной, потому что большой бизнес окутан завесой тайны.

Ходят слухи о гигантских объёмах работы, невероятно запутанных формальностях и многом другом, что останавливает даже от мысли предложить свою кандидатуру. Но главное, нам кажется, что крупным компаниям нужны особые, серьёзные тексты. Попробуем это доказать.

Ищем отличия в текстах

Сравним структуру двух текстов «о компании», один из которых размещён на сайте «Газпрома», а второй — на сайте региональной организации, занимающейся газификацией жилья в Подмосковье. Только, прошу вас, не нужно подозревать в моём выборе продакт-плейсмент. Как пишут в начале многих романов, «все совпадения — случайны».

Структура текста крупной компанииСтруктура текста небольшой компании
Заголовок.Заголовок.
Направления деятельности.Направление и сфера деятельности.
Миссия и цель.Данные о сотрудниках и их квалификации.
Преимущества компании в числах.Преимущества компании.
Достижения компании в числах.Территория, на которой ведётся деятельность.
Полное наименование и реквизиты компании.Достижения компании в числах.

Из отличий в глаза бросается то, что у крупной компании отсутствует обязательная для регионального бизнеса информация о том, на какой территории ведётся деятельность. У небольшой, напротив, не указана миссия и реквизиты. Также в тексте крупной компании бросается в глаза большее количество фактов и точных данных.

В остальном структуры очень похожи, из чего можно сделать вывод: кардинальных отличий между текстами для крупных компаний и небольших — нет. Главное отличие, которое, по правде говоря, не сразу заметно, заключается в более серьёзной тональности. Значит, наше предположение о том, что крупным компаниям нужны особые «серьёзные» тексты, подтверждается. Что ж, копнём поглубже.

Читайте также:  Случайностей не бывает

Разбираем серьёзный текст

Посмотрим внимательно на уже упомянутый текст с сайта «Газпрома». Весь первый абзац полностью состоит из перечисления видов деятельности компании. То есть, это исключительно факты. Далее весь текст составлен в том же ключе: на следующие четыре абзаца приходится десять фактов, выраженных в числовом выражении.

Отсюда можно вывести первое правило, которое поможет вам писать для крупных компаний.

Используем факты

Информативность, наличие множества чисел или других фактических данных, прямо описывающих компанию и характеризующих её с лучшей стороны, — первая характеристика серьёзного текста. Конечно же, это не значит, что для небольших компаний можно «лить воду».

Пишем в строгом стиле

Наличие шуток и панибратского обращения к потенциальному клиенту крупный бизнес себе позволить не может. Автоконцерны BMW и Audi много лет подряд язвят в отношении друг друга на рекламных билбордах и в видеороликах, но тексты на их сайтах остаются при этом предельно корректными и строгими. Что уж говорить о банках, крупных производственных компаниях или международных финансовых корпорациях, сам вид деятельности которых ассоциируется с серьёзностью.

Следим за грамотностью

Для меня, проработавшего долгое время на должности редактора, вопрос грамотности принципиальный. У меня зубы непроизвольно сжимаются, когда я вижу опечатки в тексте, но крупной компании это может стоить репутации. Чем солиднее бизнес, тем более строгие к нему предъявляются требования. Так что писать с ошибками — просто недопустимо, обязательно пользуйтесь услугами профессиональных корректоров.

Учитываем требования к оформлению

В крупных компаниях всё стандартизировано, разработаны правила употребления терминов, названий и оформления документов. Даже если от вас не потребуют придерживаться особых требований к форматированию текста, займитесь этим самостоятельно. Выделяйте заголовки, используйте абзацные отступы и стандартные шрифты, избегайте цветов, а если уверены, что без этого не обойтись, то остановите выбор на неярких тонах. Привыкшие к стандартным документам сотрудники крупной компании с большим удовольствием будут читать строго оформленный текст.

Читайте также:  Ошибки начинающих сценаристов комиксов

Ищем отличия внутри

Если в самих текстах для крупного и малого бизнеса особых различий нет, то в процессе взаимодействия их немало. Все они обусловлены структурой больших компании. Сравним основные этапы рабочего взаимодействия со стороны исполнителя.

ПроцессМалый бизнесКрупный бизнес
ОформлениеМожно работать на основе устной договорённости, если это устраивает обе стороны.Работа исключительно по договору.
Обратная связьБыстрая, взаимодействие организовано напрямую.Медленная, взаимодействие организовано через менеджера проекта.
Возможность по ходу работы корректировать условия задачиЕсть.Нет, или сопряжена с большими сложностями.
Утверждение текстаБыстрое, работу утверждает один человек.Медленное, работа должна пройти несколько уровней утверждения.
ОплатаБыстрая, много вариантов, в том числе электронные деньги.Медленная, только безналичным переводом на банковский счёт.

Принимаем правки

Наиболее важной, из перечисленных, особенностью работы в крупной компанией можно считать правки. Во-первых, их точно будет много, что обусловлено наличием сразу нескольких ответственных за текст сотрудников. Будьте готовы к тому, что правки могут противоречить друг другу. Так бывает, когда у руководителей на разных уровнях имеются отличные мнения по одним и тем же вопросам.

Также нужно спокойно принимать правки, даже если они вам непонятны. Это может случиться из-за строгой формализации процессов и документации. Например, в тексте для некой производственной компании встречается предложение: «После сушки трубы проходят несколько обязательных этапов подготовки и затем попадают к потребителю». С точки зрения информативности, это предложение плохое из-за «нескольких обязательных этапов». Такое определение не даёт никакой конкретики, но клиент настаивает на его использовании. Дело в том, что именно так записано в технической документации и бизнес-процессами предписано использовать точные формулировки везде, даже на сайте.

Читайте также:  «Главред» и «Тургенев»: кому они нужны

Взаимодействуем доступными способами

С развитием информационных технологий удалённое взаимодействие упрощается с каждым днём. Мы можем обсуждать задания с клиентами по телефону, через текстовые мессенджеры или в режиме видеоконференции. Писать тексты и комментировать их прямо онлайн, например в Гугл Документах.

Но при взаимодействии с крупными компаниями всё это вам может оказаться недоступным. Чем крупнее компания, тем строже требования безопасности. Скорее всего под запретом окажутся:
— облачные хранилища;
— текстовые онлайн-редакторы;
— любые мессенджеры.

Взаимодействие придётся вести через электронную почту и мобильную связь.

Работаем на крупного клиента

Крупные компании редко работают с фрилансерами. Из-за своей сложной структуры им гораздо проще взять копирайтера в штат и встроить человека в уже отлаженные бизнес-процессы. Если же вам посчастливилось получить заказ большого клиента, и вы не боитесь всех описанных сложностей, смело беритесь за выполнение. Вы ведь уже знаете, как писать серьёзный текст для крупных компаний.

Владимир Максимушкин

Сценарист, редактор, копирайтер

Добавить комментарий