Как писать подзаголовки

Подзаголовки — лишь костыли, вспомогательный элемент. Главное — текст. Наверняка вы слышали подобные изречения. Однако подзаголовки решают две важные задачи: помогают читателю просканировать взглядом статью и облегчают автору работу над текстом.

Определим функции подзаголовков

В книге Аркадия Мильчина «Справочник издателя и автора» говорится, что подзаголовки организуют, направляют и облегчают чтение. Они прерывают текст, тем самым заставляя читателя остановиться, сделать небольшой перерыв в чтении, в течение которого можно осмыслить уже прочитанный отрывок. С другой стороны, подзаголовок готовит читателя к восприятию последующего текста и делает возможным так называемое выборочное чтение, когда мы читаем не всю статью целиком, а только важную часть.

Вторая функция подзаголовков — визуальная. Сплошную «простыню» текста, они превращают в структурированную, разделённую на блоки статью. Сразу напрашивается возражение: мы ведь спокойно читаем книги, где на несколько десятков страниц идёт непрерывный поток текста. Только чтение с бумаги отличается от того же процесса в интернете.

Как мы читаем в интернете

Компания Nielsen Norman Group выяснила, как люди читают тексты в интернете. Согласно этому исследованию, пользователи текст просматривают, причём не просто, а в форме латинской буквы F. То есть в начале статьи охватывают взглядом всю верхнюю полосу, а чем ниже, тем меньше их взгляд уходит вправо. Иначе говоря, люди не читают текст, а сканируют его.

Взгляд скользит по подзаголовкам, выделенным словам, спискам и иллюстрациям. Только если человека что-то зацепит он может остановиться и начать читать. Очевидно, что если в тексте не будет подзаголовков, то сканирующему взгляду просто не за что будет зацепиться и статья окажется непрочитанной.

Читайте также:  Как писать серьезные тексты

Но не каждый подзаголовок способен привлечь внимание читателя. Некоторые даже способны отпугнуть. Чтобы человек начал чтение, нам — авторам — достаточно соблюдать несколько простых правил.

Пишем правильные подзаголовки

Обычно в руководствах для пишущих людей приводят правильные по сути, но довольно размытые рекомендации. Например, заголовок должен интриговать. Согласен, после чтения заголовка должно хотеться вчитаться в то, что под ним написано. Такая склонность к интриге особенно развита в жёлтой прессе, когда что ни заголовок, то вселенская катастрофа, а сами статьи… думаю, вы и сами знаете.

Подзаголовки должны быть информативными, то есть описывать в двух-четырех словах то, что будет идти дальше по тексту. Хороший пример на эту тему приводит уже упомянутый А. Мильчин в «Справочнике писателя и автора». В одной книге, посвящённой армянскому фольклору, есть заголовок «Словарь», но для того, чтобы понять что это словарь армянских, персидских, арабских слов и географических названий, нужно весь этот словарь прочитать. Чтобы избежать недоразумения, автору книги достаточно было назвать главу более полно.

Используем в подзаголовке глагол

Чтение — это действие, следовательно подзаголовок должен побуждать читателя к действию, а это проще всего добиться с помощью глагола. Поначалу это будет не так просто. Мне, например, после шести с половиной лет в SEO-копирайтинге было сложно отучиться писать заголовки вида «Наши преимущества».

Желательно, чтобы это был не просто глагол ради глагола, а именно активный подзаголовок, который побуждает к нужному вам действию.

Читайте также:  Как написать статью на скучную тему

Углубляем структуру

Если при написании статьи у вас один раздел получается больше, чем половина страницы, то его стоит разбить подзаголовками второго уровня. В противном случае вы рискуете на этом большом участке текста потерять внимание читателя.

Соблюдаем единообразие

Подзаголовки в статье должны быть единообразными. К чему может привести несоблюдение этого правила, покажу на примере. Представьте, что подзаголовки этого раздела были бы такими:
— Используем в подзаголовке глагол.
— Зачем углублять структуру?
— Единообразие — это важно.

Здесь чувствуется диссонанс не только потому, что все три подзаголовка начинаются с разных частей речи, но и потому что все они разные по структуре.

Убираем знаки препинания

В подзаголовках нежелательны знаки препинания. Никакие. Конечно, вы можете привести мне не один пример удачного использования подзаголовков с запятой, тире и даже точкой в середине, но я и говорил, что из этого правила нет исключений.

Подзаголовки помогут написать хороший текст

Бывает так, что автор пишет статью, он доволен результатом, но редактор возвращает текст на доработку. Понять причину помогут подзаголовки. Например, в Гугл Документах, есть возможность отобразить структуру текста, созданную на основе подзаголовков. Попробуйте прочитать только эту структуру и сможете оценить понятность и логичность своей статьи.

Но ещё лучше написание статьи начинать с написания подзаголовков. Да, я не оговорился. Мы в журнале «Редактор» так и делаем. Работа над любой статьёй начинается с изучения материала, а потом мы составляем подробный план. И в этом плане каждый пункт — это будущий подзаголовок. Таким образом получается и сохранять правильность написания подзаголовков, и придерживаться единообразия их стиля, и всегда точно понимать, о чем пишешь.

Правила комментирования

Журнал «Редактор» создан для читателей, поэтому обсуждения статей приветствуются. В комментариях не допускаются ругательные, оскорбительные или негативно-оценочные высказывания в отношении читателей, участников обсуждения, авторов статей и редакции. В комментариях запрещено размещать ссылки на сторонние сайты. Все комментарии проходят постмодерацию выпускающего редактора.

Обсудим статью?

Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!