Вас много редактируют? Отлично, вы на верном пути!

На днях получил письмо от начинающего журналиста и регулярного читателя журнала. Тема, которую он поднял, показалась мне очень важной для тех, кто делает свои первые шаги в профессии. Знаю это не понаслышке — сам проходил через это, потратил много времени и нервов, чтобы сохранить уверенность в себе. Мне повезло — моим наставником был Сергей Мушкатёров, который всегда поддерживал меня, уделял внимание, отвечал на мои вопросы и всячески помогал.

Я работаю в редакции газеты и собираю актуальные новостные материалы. Но для меня настоящей пыткой является то обстоятельство, когда мой редактор исправляет мой текст почти целиком не оставив в нем ни одного моего предложения. После таких поправок мне очень тяжело писать следующий материал, и я ощущаю себя ничтожеством. Почему у кого-то получается хорошо писать а у меня всегда возникают проблемы с творчеством?

Основная работа редактора — редактировать. Поэтому редактор и правит ваши тексты, часто полностью переписывая их. Руководствуется редактор только одним: ваша статья должна соответствовать формату издания. Фактически редактор лепит из собранного вами материала статью, которую можно опубликовать.

То, что вас много редактируют как раз значит, что с творчеством у вас все хорошо, а вот со структурой и планом дела обстоят не очень. Чтобы восполнить этот пробел, первым шагом изучите основные модели написания статей, которые публикуются в вашем издании. Начинайте день с чтения статей своего издания, читайте их не как потребитель информации, а как пишущий человек, анализируя все элементы: заголовок, лид, структуру текста, цитаты экспертов. Особое внимание уделите заголовкам, лиду и последнему абзацу.

Вторым шагом обязательно поймите, что именно редактор правит в ваших текстах. Для этого воспользуйтесь режимом рецензирования в MS Word, OpenOffice, Pages или любом другом текстовом редакторе, который поддерживает режим правки. В документ со своим текстом вставьте материал после работы редактора и посмотрите все изменения. Проанализируйте их. Что именно было отредактировано: заголовок, подзаголовок, лид, структура, последний абзац, цитаты, акценты? Выпишите все правки и классифицируйте их. Затем начните их отрабатывать при написании следующего материала. Уделяйте каждому своему слабому месту по два-три дня и скоро вы станете писать лучше.

Еще по теме:  Три причины, по которым я ненавижу копирайтинг

Если вас не поджимает дедлайн, никогда не сдавайте редактору недописанный материал. Отправляйте ему только законченную статью, снабдив ее тремя заголовками на выбор (это не только научит вас придумывать заголовки, это еще и покажет редактору ход ваших мыслей). Если присутствуете при редактировании своей статьи, то хорошо иметь при себе два распечатанных варианта лида, а также цитаты и факты, которые не вошли в статью.

Редактор всегда будет вас править, так как сам редактор постоянно растет профессионально и развивается, его требования к текстам также меняются. Первоклассный редактор — это первоклассный журналист, посмотрите на Леонида Бершидского и Елизавету Осетинскую. Прежде чем возглавить издания, они много писали сами в качестве журналистов и редакторов. И сейчас они продолжают писать, таким образом еще лучше чувствуя пульс своего издания.

Ваш редактор — самый лучший наставник. Переборите свою скромность и через «неудобно» спросите его, в чем ваша основная проблема, что нужно исправить и как это, по мнению редактора, лучше и быстрее сделать.

Выберите для этого спокойное время, например после утренней планерки или после обеда, и вы получите не только полезную информацию, но и удовольствие от общения с умным, образованным и разносторонним человеком.

Комментариев: 1

  1. Елена

    Спасибо, Александр! Всегда по делу, просто и понятно!

Обсудим?

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ
Получайте несколько раз в неделю по утрам статьи и подкасты. Не пропустите самого интересного!
* Никакого СПАМа, только статьи по делу!
Понравился материал? Подпишитесь!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на новые статьи. Несколько раз в неделю по утрам в вашем почтовом ящике вас будет ждать свежая, интересная и полезная информация от журнала «Редактор».
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Подпишитесь на 50 Приемов Письма!
Укажите свой адрес электронной почты ниже и подпишитесь на 50 Приемов Письма. Каждую неделю вы будете получать письмо с новым приемом. У вас будет время для закрепления навыков, а через неделю придет новый прием!
Поздравляю! Вы успешно подписались.
Свежая статья журнала сделает ваш утренний кофе еще вкуснее!
Никакого СПАМа, только интересные статьи!
Вы успешно подписались!
 
 
 
 

Примечание

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.


Как появилась эта книга


Летом 2014 года ко мне обратился известный консультант по маркетингу на рынке HoReCa. Мы с ним были давно знакомы: когда я в 2009 году трудился корреспондентом потребительского рынка в ИД «КоммерсантЪ», Андрей работал PR-менеджером в среднего размера кейтеринговой компании и по ошибке несколько раз присылал мне пресс-релизы, хотя я в то время писал на другие темы. Он был очень настойчивым и, несмотря на то, что я твердил ему, что не отвечаю в газете за тему HoReCa, продолжал звонить и спрашивать, был ли полезен пресс-релиз и не хочу ли я получить интервью у руководителя его компании.


И тут Андрей объявился опять – спустя двенадцать лет. Он прислал мне письмо с просьбой о личной консультации.


Мне никогда не приходилось консультировать предпринимателей. В процессе разговора я получил подтверждение своей догадки – Андрей помнил меня по прошлой работе, у меня тогда уже был сайт, на котором я выкладывал анонсы своих статей и вел рассылку для ньюсмейкеров, поэтому в его глазах я был один из тех, кто «знает» Интернет.


Мои попытки спустить дело на тормозах не увенчались успехом – Андрей был, как всегда, настойчив. Тогда я назвал за свои услуги достаточно высокую цену. Но и тут я не смог увильнуть от работы, так как Андрей согласился на мои условия. Проект становился все более интересным, и после двух встреч мы подписали договор, я начал вникать в бизнес Андрея. Когда мы стали рассматривать его бизнес и задачи, которые нужно решить, оказалось, что все сложно. Андрей очень активно консультировал отели, рестораны, кафе в области маркетинга. В основном он помогал извлекать больше денег из существующей площади без дополнительных вложений и привлечения дополнительного персонала.


Проблема состояла в том, что везде он присутствовал лично, все встречи, консультации, мероприятия проводил лично, в офлайне, посещая эти места и разговаривая с владельцами и менеджерами. Такое взаимодействие сформировалось исторически и было обусловлено несколькими причинами. Владельцы кафе и ресторанов привыкли к личному общению. Это и стало моей главной задачей – избавиться от личных встреч, не разрушив отношений с клиентами и сохранив текущий уровень дохода.


При первом анализе оказалось, что нанимать сотрудников было бесполезно, потому что при работе с клиентами был важен личный контакт. После анализа нескольких вариантов я предложил Андрею следующий план: встречи с владельцами заведений остаются за ним, а работу с персоналом мы автоматизируем при помощи дистанционного онлайн-обучения.


Изначально предполагалось, что это будут видеоуроки для различного типа заведений, выходящие еженедельно. При дальнейшем анализе от видеоформата пришлось отказаться, так как сотрудникам требовалась спокойная обстановка и время для просмотра видео, чтобы понять и применить все то, о чем рассказывается в ролике. Смотреть видео на рабочем месте могли далеко не все, а смотреть его в нерабочее время никто не хотел.


Итак, я остановился на формате электронной книги. Плюсов было несколько: электронную книгу просто создавать и распространять, ее можно читать на компьютере, планшете и смартфоне, ее просто продавать. Минус был только один – кто-то должен каждую неделю писать эту электронную книгу. Причем предполагалось, что это будет не брошюра на 50 листов, а полноценное руководство объемом 100–150 тысяч знаков. Информации у Андрея было предостаточно, осталось только разработать способ быстрого написания книги.


Нанимать фрилансера для написания книг не имело смысла, так как Андрею пришлось бы проводить с ним много времени. Вариант с надиктовкой также отпал, поэтому Андрею осталось только одно – научиться писать одну электронную книгу в неделю.


У меня есть опыт тренерской работы, поэтому я хорошо знаю, что самый лучший метод обучения взрослого человека новому навыку – это метод погружения. В результате Андрей забронировал на две недели в подмосковном пансионате два номера, и мы начали обучение.


Как строился график письма?


В воскресенье мы искали тему, которую нужно было раскрыть, и писали к ней план. Первоначально планы были очень подробные. Это весьма замедляло работу, но очень помогало сконцентрировать внимание на том, что важно, и не потерять нить повествования. Это также помогало мне понять, о чем будет каждая глава – я не эксперт в маркетинге ресторанов, кафе и отелей – и не отходить от темы.


В воскресенье вечером план был готов, и в понедельник с утра Андрей садился писать. Он начинал писать сразу после завтрака, делал перерыв на обед, где мы обсуждали, как идет работа, и заканчивал вечером, принося с собой на ужин распечатанный материал.


После ужина Андрей отдыхал, а я просматривал текст, акцентируя внимание не на содержании, а на структуре. Мне было важно, чтобы работа шла строго по плану, чтобы информация выдавалась в каждой главе равными порциями и при этом сохранялась общая нить повествования.


Когда были сложности с написанием?


В первый день, когда процесс письма только начинается, сложностей обычно не бывает, потому что есть состояние эйфории от того, что начата работа над новой книгой. Первые проблемы начинаются во вторник, когда кажется, что информации может не хватить на целую книгу. Как правило, в этот же день приходит понимание того, насколько тяжелая предстоит работа, что не помогает письму. Среда проходит на эмоциональном и творческом подъеме, так как автор гордится тем, что преодолел тяжелый вторник. В четверг настроение еще лучше, работоспособность высокая – написано уже более половины книги, автор успевает расписаться к этому моменту. Пятница может принести сюрпризы – бывает так, что с первого раза не удается написать концовку, завершить беседу с читателем. А бывает, что работа над книгой заканчивается и до обеда.


Купите книгу, чтобы продолжить чтение


VISA / MasterCard PayPal   Яндекс Деньги Webmoney
ДОСТАВКА СТАТЕЙ НА ПОЧТУ
Бронь подтверждена
Как только новая статья появится в Журнале - вы получите письмо.
Спасибо!